Каждый пятый россиянин заказывает доставку продуктов ежедневно

Спрос на доставку еды в России продолжает стремительно расти. Потребители все чаще отказываются от домашней готовки в пользу удобных сервисов, а бизнес активно адаптируется к новым трендам. Согласно этому опросу ЮKassa, каждый пятый россиянин заказывает продукты почти ежедневно.

Каждый пятый россиянин заказывает доставку продуктов ежедневно
© Российская Газета

Рост по рынку доставки - это "эхо" пандемии, считает директор сети стритфуд-ресторанов "Три ребра" Ольга Королева. "В тот период всех приучили к заказам из дома. Так оно и продолжается - развиваются мобильные приложения, появляются всевозможные бонусы. Люди почувствовали, как это удобно, и не хотят отказываться", - рассказывает эксперт.

Руководитель FMCG-практики в коммуникационном агентстве PR Partner Татьяна Солдатова связывает рост спроса на доставку еды с тем, что потребители все больше ценят удобство и экономию времени. Ритм жизни ускоряется, и многие стремятся делегировать бытовые задачи. Это относится и к приготовлению пищи. Генеральный директор инвестиционно-банковской группы Atomic Capital Александр Зайцев отмечает, что стоимость часа работы в крупных городах вполне сопоставима с ценой обеда, привезенного сервисом доставки. Согласно исследованию "Нильсен", 88% респондентов покупают еду, которую достаточно разогреть перед употреблением, именно с целью сэкономить время. Зайцев добавляет, что свою роль сыграла и трансформация образа жизни россиян. По его словам, все больше становится одиноких людей. Они нередко живут в небольших студиях, в которых даже не предусмотрено полноценных кухонь. Для молодых пользователей, как замечает Солдатова, онлайн-сервисы и вовсе часть привычного образа жизни.

Основатель компании "Элеганс Кейтеринг" Екатерина Сенюк отмечает, что раньше основными клиентами были корпоративные заказчики, а теперь растет доля и частных лиц. Тем не менее корпоративные заказчики все еще составляют высокую долю на рынке доставок. Как замечает Сенюк, все большей популярностью у них пользуются заказы канапе и холодных закусок в офис для небольших корпоративов и встреч с партнерами. По ее словам, элегантная и вкусная еда не только украшает офис, но и повышает статус мероприятия.

Если говорить о частных покупателях, то портрет аудитории доставки становится все более разнообразным. По наблюдениям Солдатовой, раньше основным сегментом были молодые горожане 20-35 лет. Сейчас активно подключаются семьи с детьми и люди старшего возраста. СЕО сети японской кухни "Моккано" Марина Котвицкая наблюдает интересный рост в возрастной категории 50+. Эксперт поясняет, что они все активнее осваивают мобильные приложения и заказывают еду на дом. Распространение мобильных приложений упростило доступ к сервисам для всех возрастных групп и повысило лояльность.

Для многих готовая еда становится частью образа жизни - они живут в квартирах-студиях, где даже не предусмотрено кухонь

Меняется не только сама аудитория, но и ее предпочтения. Ольга Королева говорит, что они сдвинулись в сторону более ресторанной, нефастфудной еды. "Когда мы открылись в 2022 году, преимущественно покупали бургеры и хот-доги. Сейчас чаще заказывают копченые ребра, рульку, супы", - поясняет эксперт.

Татьяна Солдатова подтверждает, что с начала 2024 года наметилось смещение в сторону более полезных и сбалансированных блюд. По ее словам, потребители заказывают больше салатов, поке, супов и каш. Однако такие блюда "для души", как пицца, суши и бургеры, по-прежнему в топе, особенно в выходные и праздничные дни, добавляет эксперт. Среди трендов она выделяет рост популярности традиционных блюд в современных интерпретациях (домашние котлеты, борщ, оливье), а также вегетарианских и веганских опций.

Отдельный интерес у потребителей, по мнению Котвицкой, вызывают блюда, которые дают эмоциональный отклик. В качестве примера она приводит "десертные" роллы и позиции с добавлением "дубайского шоколада". Их популярность Котвицкая объясняет сочетанием нового вкуса и ассоциацией с "доступным люксом".

Поэтому рестораны перестраиваются под растущий спрос и меняющиеся интересы. Солдатова рассказывает, что бренды совершенствуют упаковку, предлагают блюда-эксклюзивы только для доставки и для снижения издержек инвестируют в сервис "темных кухонь" (dark kitchen). Так называют предприятия общественного питания, которые работают исключительно на доставку и не имеют посадочных мест для посетителей.

Эксперт также отмечает, что многие наладили собственную быструю доставку для увеличения маржинальности. "Delivery Club и Yandex.Eda продолжают выступать ключевыми каналами привлечения новых клиентов. Однако комиссия агрегаторов остается существенной статьей расходов для ресторанов, поэтому развитие собственных каналов продаж становится всё более актуальным трендом", - добавляет Солдатова. Представители "Элеганс Кейтеринг" и "Трех ребер" подтверждают, что они уже отказались от агрегаторов из-за высоких комиссий и сейчас развивают собственные онлайн-каналы продаж.

Ретейл тоже активно включается в гонку за покупателя. Ресерч-директор агентства потребительских исследований Tochka Rosta Роман Шалимов прогнозирует, что через пару лет прилавки с готовой едой выйдут на первый план в магазинах, а сети будут развивать собственные производства.

"Они строят свои цеха со своими кондитерскими, пекарнями и кулинариями. Да и к производителям мяса и молока у розничных брендов уже больше запросы носят характер не как к поставщикам готового продукта, а как к поставщикам ингредиентов. Производители на это реагируют и настраивают подразделения фуд-сервиса - обслуживания HoReCa и готовых блюд", - рассказывает Шалимов.

С экспертом соглашается и Александр Зайцев. Он отмечает, что в последние годы на рынок готовой еды действительно зашло много новых игроков. А в первую очередь это сетевые продовольственные магазины. По словам Зайцева, сделки вроде покупки "Азбуки вкуса" "Магнитом" направлены именно на усиление позиций в сегменте ready-to-eat.