Маркировка газировки: что, как и зачем?

Максим Рукавишников - Директор по маркетингу компании «Меридиан». Подделка и контрафакт — извечные проблемы, с которыми сталкивается потребитель и заказчик. Как убедиться, что продукция на полке оригинальная и качественная? Проверить маркировку. Она даст всю информацию о товаре: дату производства, срок годности, производителя и путь товара от производства до полки магазина. Сергей Пятаков / РИА Новости Для кого эта маркировка? Главная цель маркировки — защита потребителя от покупки контрафактного или поддельного продукта. По состоянию на 2023 год под обязательную маркировку попали пиво и молочные продукты, табачные изделия, что позволило сократить объемы «серого» рынка и число случаев негативного воздействия некачественных товаров на здоровье потребителей. В скором времени маркировка станет обязательной для икры, медицинских изделий и других товаров, качество и срок годности которых имеют принципиальное значение для покупателей. Таким образом, маркировка передает больше информации о продукте и подтверждает его подлинность. Она устанавливает прямую связь между производителем и потребителем, повышает доверие и вселяет уверенность в товаре. Маркировка газировки Специальные QR-коды на молочных продуктах, лекарствах, алкоголе и некоторых других товарах давно стали привычными. Скоро они появятся и на сладких напитках, в составе которых есть сахар, фруктоза или мед. Разбираемся, что попадает под маркировку, как она должна выглядеть и зачем ее вообще вводят. С чем связано введение Появление маркировки связано с введением 1 июля 2023 года акциза на сахаросодержащие напитки. Считается, что эта мера поможет бороться с контрафактом и упорядочить рынок сладких напитков, который сейчас практически не регулируется. Как и с другими товарами, по специальному коду можно будет узнать весь жизненный цикл напитка — от сырья до полки магазина. Когда станет обязательной Эксперимент по маркировке сладких напитков начался 1 июня и закончится 31 августа 2023 года. Несмотря на то, что сейчас процесс маркировки сладких напитков происходит в тестовом режиме, выбора у производителей с сентября текущего года не будет: нанесение исчерпывающей информации о товаре — решение Минпромторга для контроля, учета и агрегации тех продуктов, которые входят в перечень товаров, обязательных для маркировки. Преимущество тестового периода для производителей сладких напитков заключается в том, что сейчас они могут вдумчиво подойти к выбору надежного разработчика и интегратора ПО и оборудования для интеграции в существующую производственную инфраструктуру, протестировать его эффективность, а также адаптировать остальные бизнес-процессы. Как только маркировка станет обязательной, возникнет ажиотажный спрос на услуги интеграторов, что не только сделает процесс внедрения маркировки дороже, но и затянутся сроки, что может привести к простоям заводов-изготовителей газировки. Какие напитки надо маркировать В список напитков попали: консервированные фруктовые и овощные соки и серосодержащие напитки (в том числе морсы); газированные и негазированные напитки с добавлением сахара, глюкозы, фруктозы и меда; растительное молоко; компоты, не содержащие целых плодов; квасы, содержащие не более 1,2% этилового спирта. Не требуют обязательной маркировки напитки для спортсменов, готовые смеси для беременных и кормящих, свежевыжатые и замороженные соки, а также различные концентраты. Импортная продукция, ввезенная до введения обязательной маркировки, также не требует нанесения специального кода. Что делать Чтобы продолжить производить и продавать сахаросодержащие напитки, нужно выполнить несколько простых действий: 1. Подать заявку на регистрацию в системе «Честный знак». Перед тем как начать работу с системой «Честный знак», потребуется усиленная квалифицированная электронная подпись. Получить ее можно в аккредитованных центрах, список которых находится на официальном сайте Минцифры России. После подключитесь к электронному документообороту, так как без него передача контрольно-идентификационного знака (КиЗ) невозможна. В этом случае для бизнеса открываются дополнительные преимущества: Формирование счета-фактуры и актов в один клик. Обмен данными с организациями из любой точки страны. Экономия на хранении печатных документов. Дальше в учетной системе настраивается работа с кодами маркировки и проходит регистрация в системе «Честный знак». 2. Направить электронную заявку на удаленный доступ к устройству регистрации эмиссии кодов маркировки. 3. Подготовить кассовые аппараты к работе с системой. 4. Протестировать корректность их работы. Производителям также придется установить специальное оборудование для маркировки своей продукции. В Минпромторге считают, что большинство производителей уже выпускают подакцизные товары, а значит, им не потребуется установки дополнительного оборудования. Сколько потратить? С 01.07.2021 вступили изменения в 63-й Федеральный закон, теперь оформление электронной подписи через ИФНС проходит бесплатно. Оплатить нужно будет только вступление в Ассоциацию автоматической идентификации ГС 1 РУС — 3000 рублей. Остальные расходы связаны с приобретением и интеграцией в производство маркировочного оборудования. В зависимости от специализации производства, могут потребоваться полуавтоматические линии сериализации и агрегации лекарственных препаратов, оборудование поштучного учета алкогольной продукции и маркировки молочных товаров. С сентября 2023 года планируется введение обязательной маркировки детской бутилированной воды, а значит, понадобится готовое решение для учета минеральной и питьевой воды. Что будет, если не использовать маркировку? Законом предусмотрены штрафы за нарушение норм маркировки продукции. Для ИП эта сумма составляет до 10 000 рублей, для юридических лиц — до 300 000 рублей. Отнеситесь к цифровому коду не как к требованию, а как к стратегии для успешной коммерции. В случае отказа от маркировки, поставка товаров на российский рынок станет невозможной. При этом лояльность потребителей благодаря маркировке возрастет: указание состава, срока годности, даты изготовления — полезная информация для всех, кто следит за своим здоровьем. Тем более, что на российском рынке уже присутствует ряд крупных игроков, которые зарекомендовали себя в качестве надежных поставщиков и интеграторов маркировочного оборудования: компания Меридиан, ВЕКАС, Трекмарк, ANTARES VISION GROUP.

Маркировка газировки: что, как и зачем?
© Инвест-Форсайт