О преступлениях неонацистов на Украине рассказали их жертвы
Сотни свидетельств очевидцев и жертв киевского режима на Донбассе собрали члены Международного общественного трибунала по преступлениям украинских неонацистов и их пособников и Фонда исследования проблем демократии. Книга «Украинские преступления против человечности (2022-2023)» совсем недавно вышла из печати, и в среду, 16 августа, ее представят в Москве. В будущем, считают авторы, она станет одним из доказательств на процессе по делам о преступлениях неонацистов на Украине. О чем рассказали жители освобожденных в ходе специальной военной операции территорий, узнала «Парламентская газета».
Честные и страшные рассказы
Международный общественный трибунал по преступлениям украинских неонацистов и их пособников создали в Общественной палате РФ в 2022 году. В его работе участвуют общественники, правозащитники и журналисты из 26 стран мира, которые выезжают на Донбасс, беседуют с пострадавшими и свидетелями украинских военных преступлений. Опрошено уже больше 600 человек, рассказал член ОП, председатель трибунала и директор Фонда исследования проблем демократии Максим Григорьев. Соавтором издания стал первый зампредседателя Всероссийской общественной организации ветеранов «Боевое братство», депутат Госдумы Дмитрий Саблин.
Зафиксированы тысячи преступлений украинских неонацистов, которые совершались с 2014 года после политического переворота в Киеве. Но абсолютное их большинство приходится на 2022 и 2023 годы. Под обложкой только что вышедшей книги — честные, простые и порой очень страшные рассказы людей. Свидетельства из Мариуполя, Артемовска, Рубежного, Донецка и других городов. С именами и фотографиями людей. Со многими беседовали в госпиталях.
«Свидетельства представлены и проанализированы в соответствии с международным гуманитарным законодательством», — рассказал «Парламентской газете» Максим Григорьев. И действительно, перед каждой главой авторы цитируют положения Женевских конвенций, устанавливающих международно-правовые стандарты гуманного обращения во время войны.
Женевская конвенция против
Главы книги — это собственно и есть отсылки к положениям Женевских конвенций и международному гуманитарному праву. В частности, очевидцы рассказали о преднамеренных убийствах и обстрелах мирных граждан, использовании «живого щита» из людей, в том числе об удержании заложников, препятствовании эвакуации женщин и детей, оборудовании позиций в жилых зонах. Речь также идет о захватах и удержании заложников, пытках мирных жителей и военнопленных, обстрелах и нападениях ВСУ на больницы и госпитали, уничтожении украинскими вооруженными силами мирных домов, массовом минировании городов и поселков, вооруженных разбоях и грабежах.
Несколько цитат из свидетельств людей
«Крестный в бомбоубежище под 73-м магазином прятался от обстрелов. На выходе его… За что? Он вышел из бомбоубежища. ВСУ просто взяли и застрелили из автомата. Расстреляли ни за что». Александр Белицкий из Рубежного.
«Посекло большой очень сильно палец у меня. Осколком на ноге. Это было где-то в 11 часов дня. Стреляли с Лисичанска. Только украинские войска. И вот когда они уходили — это было неделю назад, они подожгли этот дом. Видите?! Полностью сгорел, взорвали там, где они находились, их было логово». Валентина Дощук из Северодонецка.
«Они ходили по два-три человека, если видели хороший дом и гараж, то сбивали замок и выносили все самое ценное. Знают, что в Константиновке была «Новая почта», и туда они свозили и оттуда отправляли домой. Знаю, что с машин резину снимали и двигатели, бытовую технику». Игорь Шолохов из Артемовска.
«Я была дома и стояла на балконе, потом услышала два прилета и зашла в квартиру, но произошел еще один прилет, и меня ранило. 20 августа 2022 года. Ранение в лоб. С нашего дома только я пострадала. Вызвали скорую, мне сделали уколы. Стреляли со стороны Песок, ВСУ». Светлана Макаренко из Донецка.
«Азов» — ублюдки. Знаю, в одном поселке девчонку изнасиловали, над мирным населением «нехреново» поиздевались. Пьянствовали и буйствовали в поселке, несколько человек насиловали девчонку, после чего уехали». Сергей Павленко, военнопленный, военнослужащий ВСУ.
Целый ряд видеозаписей интервью со свидетелями и пострадавшими приведены в Telegram-канале Максима Григорьева @maximgrigoryev.
Слово правды победит
В последней главе авторы приводят хронологию украинских обстрелов и террористических актов в 2022 и 2023 годах. На основании подтвержденных данных зафиксированы места, даты и время, виды оружия, количество снарядов, разрушения и жертвы. Есть даже имена некоторых погибших, но установить всех жертв сложно.
Полученные факты и свидетельства неопровержимо доказывают, что украинский неонацистский режим на широкомасштабной и систематической основе осуществляет сознательные нападения на гражданских лиц, заключил Максим Григорьев. Согласно международному гуманитарному праву, эти деяния относятся к категории преступлений против человечности. Они не имеют срока давности.
В России активно работают следственные органы. «Предъявлены обвинения виновным в обстрелах мирных городов, а также тем, кто препятствовал выходу мирного населения из зоны ведения боевых действий и убивал мирных граждан, приближавшихся к позициям ВСУ, а также заподозренных в содействии нашим», — рассказал Дмитрий Саблин. На Западе, по его словам, пытаются закрыть глаза на преступления укронацистов. Но материалы книги «Украинские преступления против человечности (2022-2023)» предназначены для будущего суда истории. «В конце концов слово правды весь мир перетянет», — заключил Саблин.