Львов срывает «могилизацию»: идейных патриотов не осталось даже на Западной Украине
Мобилизация на Украине может оказаться под угрозой. Лишь 20 процентов военнообязанных идут служить добровольно, заявил руководитель Львовского областного территориального центра комплектования и социальной поддержки Александр Тищенко.
Но даже эта цифра выглядит сильно приукрашенной. Сами украинцы называют повестку из военкомата приглашением на собственные похороны. Надо быть «свидомым патриотом» или идиотом? Много ли, интересно, таких осталось?
– Вообще-то слова «национал-патриот» и «идиот» на современной Украине всегда были синонимами, – считает крымский журналист Сергей Кулик. – На Западенщине процент как первых, так и вторых всегда был аномально высок. Мне кажется, пытаясь осознать историю Украины за последние тридцать лет, ведущую роль во всех майданах жителей Галичины, Волыни и Буковины, мы напрасно упускаем из виду природно-экологические факторы и их влияние на принятие людьми тех или иных решений.
Возьмем, к примеру, карту йододефицита, составленную в свое время Министерством здравоохранения Украины. Все, без исключения, территории, которые до 1939 года входили в состав Польши, Румынии и Чехословакии, закрашены темно-бордовым цветом. Это регионы с ярко выраженным йододефицитом. На остальной части бывшей УССР ситуация получше, потому что в СССР принимались определенные медицинские меры по профилактике. А в довоенной Западной Украине тогдашние власти этим не заморачивались. Как и на современной Украине, которая до сих пор является единственной страной в Европе, где нет программы профилактики йодного дефицита.
А что такое йододефицит? У детей ухудшается способность к запоминанию, у взрослых снижается IQ, страдает скорость принятия решений, снижена способность адекватно воспринимать информацию, проявляется забывчивость. Плюс панические атаки, которыми, по данным украинских психиатров, страдает около 45% взрослого населения.
Четыре года назад, в интервью профильному медицинскому изданию, заслуженный врач, руководитель отдела профилактики эндокринных заболеваний Украинского научно-практического центра эндокринной хирургии Минздрава Владимир Панькив рассказывал, как его учреждение проводило исследования в Прикарпатье, на Буковине, то есть там, где ярко выраженный дефицит йода. Медики устраивали простые тесты с детьми 12-14 лет и фиксировали снижение IQ на 10-15% от стандартных показателей.
Конечно, я далек от мысли, что на Западной Украине живут одни дебилы. Но проблема есть, и за 30 лет ни одно правительство страны не удосужилось хотя бы попытаться ее решить. И в исследовании социально-политической ситуации на Украине, пожалуй, не стоит отбрасывать роль такого фактора.
Ведь люди с низким IQ, с некритическим восприятием действительности, со слабой памятью, которые голосуют за политиканов, забывая, как они их обманывали, восприимчивы к умелой пропаганде войны, звучащей сегодня из каждого украинского утюга. Поэтому неудивительно, что даже сейчас находится немало людей, которые, зная о катастрофических потерях ВСУ, готовы идти добровольцами на фронт.
«СП»: 20 процентов добровольцев – не приукрашенная цифра? Западенцы куда чаще уклоняются и дезертируют, чем жители центральной и восточной Украины.
– Пожалуй, все же несколько завышенная. Действительно, среди жителей западноукраинских земель больше эмигрантов, чем из других регионов. Галичане всегда были себе на уме. Когда началась СВО, они свои львовские и тернопольские квартиры стали массово сдавать за деньги беженцам из восточных регионов. Сами же ринулись в соседнюю Польшу, где зарегистрировались беженцами и стали получать пособие. Правда, поляки быстро смекнули, что к чему, и многих подобных хитрецов начали выявлять по постам в социальных сетях, в которых они, перед отъездом в Евросоюз, предлагали желающим свое жилье. Но, тем не менее, охотники повоевать во Львове, Тернополе и Ивано-Франковске все еще находятся.
«СП»: По словам Тищенко, мобилизация на Украине может оказаться под угрозой. Киевскому режиму уже реально не хватает «мяса»? И негде взять?
– Катастрофически не хватает. Вот уже и в родном городе Арсения Яценюка, в Черновцах объявили всеобщую мобилизацию. Все мужчины призывного возраста, которые проживают на Буковине, теперь обязаны в 10-дневный срок явиться в военкоматы. Или попадешь в тюрьму, а оттуда все равно на фронт. «Пушечное мясо» начали выгребать даже в тех регионах, которые раньше старались не трогать, привлекая к воинской службе только добровольцев.
«СП»: Сколько народу уже покинули Украину? Каковы последние данные?
– Из Украины, как от чумного барака, бежали 8 миллионов 200 тысяч ее граждан. Именно такую цифру неделю назад в эфире «первой кнопки» украинского радио озвучила лидер правящей партии «Слуга народа» Елена Шуляк, возглавляющая в Верховной Раде комитет по вопросам организации государственной власти, местного самоуправления, регионального развития и градостроительства. Кроме этого, по словам Шуляк, еще около пяти миллионов являются внутренне перемещенными лицами.
Эти цифры подтверждает и соросовский Международный фонд «Відродження», который подсчитал, что за 11 месяцев Специальной военной операции в страны ЕС выехали почти 17 миллионов украинцев, из которых девять миллионов уже вернулись домой. Но из оставшихся восьми миллионов, по данным недавнего исследования этого фонда, три миллиона уже никогда не вернутся на Украину.
«СП»: Тут экс-советник Кучмы Соскин призвал украинцев покинуть страну и предупредил о страшной осени. Как это понимать? Многие ли еще уедут? И каким образом? Ведь все, кто мог, уже сделали это, а граница закрыта…
– Как все же благотворно СВО воздействует на умы бывших украинских чиновников, приводя их в чувство! После майдана Олег Игоревич грозился, что в 2018 году ВСУ непременно «освободят» «исконно украинские земли» – Кубань, Брянскую, Смоленскую и Воронежскую области, где, по его словам, «нет чуди и мокши, там наши арийцы живут». А сегодня тот же персонаж призывает украинцев бежать, куда глаза глядят, и в то же время пугает их, что украинские территории заселят выходцами из Гондураса, Никарагуа и Гватемалы. Все же удивительные люди работали советниками украинских президентов! То, что календарная осень 2023 года станет политической осенью украинской государственности и военной осенью ВСУ, мы знаем и без Олега Соскина. И люди это понимают, стараясь избежать мобилизации. Конечно, государственную границу сейчас сложно перейти, однако на Украине пока не все леса вырубили. Еще во времена АТО многие жители, например, Житомирской области скрывались от мобилизации в чащах Полесья. Думаю, прячутся там и сегодня, дабы не стать следующим «пушечным мясом».
– В том-то и дело, что доподлинно неизвестно, есть ли вообще эти 20 процентов, которые добровольно идут в украинские военкоматы, чтобы потом утилизироваться в ходе так называемого «контрнаступа», – отмечает политолог, председатель КРОО «Центр политического просвещения» Иван Мезюхо. – Может быть, цифра вообще в разы ниже. Но сам факт опубличивания такой информации симптоматичен: ВСУ не могут скрывать проблемы с мобилизацией на фоне возмущения общества, которое выкладывает видео в соцести об очередной дикой мобилизационной войне.
«СП»: Кто эти люди, что идут добровольцами? Патриоты или идиоты?
– Мне кажется, что самые, извините за выражение, упоротые бандеровцы, мобилизовались ещё в прошлом году. Идут добровольно, видимо, от безнадёги или за деньгами. С работой на Украине явно проблемы.
«СП»: На днях в Черновцах начали всеобщую мобилизацию. Ранее ее объявили в Киеве, Чернигове, Ивано-Франковске. Почему именно там? Это эксперимент? Когда начнут по всей Украине?
– Изначально, как вы помните, мобилизовали юго-восток и центр страны, чтобы, по сути, русские убивали русских. Да и, пожалуй, украинские власти отчётливо понимали, что на западе страны будет большое количество тех, кто «откосит» от армии. В принципе, первые дни спецоперации границы с Европой были фактически открыты. А какие регионы ближе к Европе? Западные. Значит многие хлопцы призывного возраста из Ивано-Франковска, Львова и Тернополя успели уехать в ЕС и теперь в пабах Германии активно переживают за Украину. Видимо, с нынешней мобилизацией и правда всё плохо, раз призывают уже во всех регионах.
«СП»: Западенцам проще драпануть за границу или укрыться в схроне, чем остальным? Или как они будут выкручиваться?
– За границу сейчас уехать сложнее, но в коррумпированной Украине возможно всё. Насчёт схронов… Понимаю ваши исторические параллели… Того же Романа Шухевича ликвидировали на Западной Украине только в 1950-м году…
«СП»: Много, по-вашему, народу уже покинули Украину?
– Эти цифры неизвестны. Даже сами украинские власти могут не располагать полной статистикой. Не исключаю того, что Киев будет пытаться договариваться с Европой о принудительной депортации украинцев-мужчин призывного возраста обратно на родину… А послы незалежной, допустим, будут раздавать повестки соотечественникам за рубежом. Пока это предположение звучит как фантастика, но всё возможно…
На Украине, тем временем, военкомы будут и дальше «жиреть», выдавая липовые справки о «многодетности», «инвалидности» и т.д. Ценники просто станут выше. Но вряд ли у каждого желающего найдутся такие деньги.