Берлин и Париж решили расшатать основы Евросоюза
Принятие решений в ЕС консенсусом всегда вызывало споры в Европе: кто-то критиковали право вето за торможение развития Союза, однако во многом благодаря требованию единогласия небольшие страны Старого Света смогли хоть как-то отстаивать свои интересы перед «гигантами». О том, что в будущем ждет ЕС и как Польша помогает России своей борьбой за влияние в Союзе, «Парламентской газете» рассказал руководитель Центра германских исследований Института Европы РАН Владислав Белов.
«Малыши» дают бой «гигантам»
Совсем недавно в западных СМИ появилась новость: государственный секретарь МИД Германии по европейским делам и климату Анна Люрманн и госсекретарь по делам Европы при МИД Франции Лоранс Бун заявили изданию Euractiv, что Берлин и Париж намерены добиваться изменения принципов принятия решений в ЕС уже в этом году. В частности, при обсуждении вопросов внешней политики и налогообложения они предлагают уйти от консенсуса к формату одобрения инициатив квалифицированным большинством, то есть двумя третями голосов.
До этого в ЕС существовал только один возможный вариант сделать это — использование предусмотренной Договором о Европейском союзе так называемой оговорки пассереля (маленький мост — фр.), согласно которой в ряде случаев единогласие в Совете ЕС может быть заменено на голосование квалифицированным большинством. Правда, есть нюанс, который фактически делает невозможной ее использование, — государства-члены могут применить оговорку только единогласно и при условии отсутствия возражений со стороны национальных парламентов в течение полугода. В результате этого «пассерель» еще ни разу не использовался на практике.
С учетом данных обстоятельств Германия и Франция все-таки хотят реформировать принципы голосования в ЕС, однако, как отметил Белов, в этом вопросе они встречают жесткий отпор государств Центральной и Восточной Европы. Дело в том, что это самое право вето позволяет небольшим странам защищать собственные интересы в рамках ЕС, даже притом что в экономическом и военном планах они никак не могут тягаться с грандами европейской политики.
Долгоиграющая тема
В беседе с «Парламентской газетой» руководитель Центра германских исследований Института Европы РАН объяснил, что вопрос отмены права вето уже несколько лет инициируется Германией, притом что Франция также поддерживает данную идею. Правда, по мнению эксперта, большинство специалистов склонятся во мнении, что «в среднесрочной перспективе, и уж точно при нынешней Европейской комиссии (2019-2024), отмена права вето практически нереальна». Для того чтобы это произошло, все члены ЕС во время голосования по данному вопросу должны воздержаться от своего права вето, что нереально с учетом позиции стран Восточной Европы.
Тем временем в Берлине и Париже не сдаются, ведь главное — держать тему в публичном поле, чтобы постепенно склонять общественное мнение к тому, что этот вопрос надо обсуждать и серьезно рассматривать, а там глядишь, и элиты созреют к пересмотру сложившегося формата.
Как пишет ТАСС, особенно важно определиться с принципами принятия решений до начала нового расширения ЕС. Возьмем, например, возможное вступление Украины в интеграционное объединение. Наличие права вето у государства, настолько тесно связанного с США, лишило бы Евросоюз политической субъектности. Кроме того, например, испанские власти считают, что вообще любое расширение ЕС, включая не только на постсоветское пространство, но и на Западные Балканы, должно сопровождаться предварительным упразднением принципа единогласия.
Выгода России
По мнению Белова, начало СВО не привело к какому-то изменению политики стран Восточной и Центральной Европы по вопросу отмены права вето, хотя многие западные комментаторы утверждали, что оно помогает России, так как такие страны, как Венгрия, имеют возможность сдерживать русофобские инициативы Польши и стран Прибалтики. Тем не менее, как отметил эксперт, отмена права вето прямым образом затрагивает интересы восточноевропейцев и бьет по ним гораздо сильнее, чем мифическая «русская угроза».
Так что пока все останется как прежде, благодаря чему те страны ЕС, которые понимают разрушительность для себя ограничений, накладываемых Брюсселем на Москву, могут хоть как-то противостоять санкционной политике союзников США. А это значит, что Польша фактически своими руками помогает Москве выстоять под давлением Запада.