Сколько американских коммандос и шпионов на Украине
Конгрессмен Мэтт Гэтц (Matt Gaetz, республиканец от штата Флорида), который в последние месяцы завалил [канцелярию Капитолия] резолюциями, направленными на вывод американских войск из-за рубежа, где они выполняют задачи, которые, по его мнению, не были одобрены конгрессом, теперь требует, чтобы президент Джо Байден сказал американскому народу, сколько именно американских военнослужащих действует сегодня на Украине.
Его новая «привилегированная резолюция о расследовании», которая обязывает Байдена уведомить Палату представителей о точном количестве американских военных на территории Украины и передать «копии всех без исключения документов, излагающих планы военной помощи Украине», появилась через неделю после утечки документов Пентагона, в которых указывались находящиеся в зоне боевых действий американские силы специального назначения (ССН), о которых ранее не сообщалось.
Согласно этому документу, по состоянию на март на Украине действовали 97 военнослужащих сил специального назначения из стран НАТО, включая 14 военнослужащих ССН США. На запрос газеты Guardian о подтверждении/разъяснении этих данных министерство обороны заявило: «Мы не собираемся обсуждать или подтверждать секретную информацию из-за потенциального воздействия на национальную безопасность, а также на безопасность нашего личного состава и личного состава наших союзников и партнеров». Однако Пентагон не стал опровергать подлинность документов.
В то время как «14 спецназовцев» звучит как капля в море, эти разоблачения – капля в море другой информации за последний год, которая, будучи суммированной, оставляет больше вопросов, чем дает ответов. А суть в том, что американский народ имеет право знать, говорит подполковник в отставке Дэниел Дэвис (Daniel Davis).
«Совершенно уместно, чтобы американский народ из авторитетного источника знал, участвуют ли какие-либо войска США в военных операциях на территории Украины, и требовать изменений, если нам ответ не понравится, – сказал мне Дэвис вчера, когда я спросила его о резолюции Гэтца. – Американская история изобилует слишком многими примерами того, как президенты тайно использовали американские войска без согласия и без ведома нашего народа. Когда президенты используют наши войска тайно, это почти всегда выходит боком».
Из прошлогодних сообщений, начиная с июня 2022 года, мы знаем, что ЦРУ имело сильное присутствие на Украине, задействовав среди европейских партнеров сеть коммандос и шпионов, созданную для предоставления Украине критически важного оружия и разведданных. Согласно New York Times, «даже несмотря на то, что администрация Байдена заявила, что не будет размещать американские войска на Украине, некоторые сотрудники ЦРУ продолжали тайно действовать в стране, в основном в столице, Киеве, направляя большую часть огромных объемов разведданных, которыми Соединенные Штаты делятся с украинскими силами».
Кен Клиппенштейн и Джим Райзен сообщили в октябре 2022 года, что «на Украине гораздо больше личного состава и средств как ЦРУ, так и США, для проведения специальных операций», чем известно общественности. Они сообщили в издании Intercept, что несколько бывших и действующих сотрудников разведки сказали им, что тайные операции проводились «в соответствии с президентским указом о тайных операциях», о котором была уведомлена лишь горстка законодателей в конгрессе.
В ноябре администрация объявила, что направляет на Украину группу военных «инспекторов-оружейников» для отслеживания поставок, отметив при этом, что они будут находиться вдали от боевых действий. Кроме того, в том же месяце министерство обороны подтвердило, что оно создаст новое командование объединенных сил под названием Группа содействия безопасности Украины (Security Assistance Group Ukraine), или SAGU, базирующееся в штаб-квартире армии США в Европе и Африке в Висбадене, Германия, и возглавляемое трехзвездным генералом для «управления поставками оружия и подготовкой персонала».
В феврале этого года Washington Post сообщила, что Пентагон захотел возродить довоенные приказы, которые позволили бы им вводить коммандос в виде «команд контроля», чтобы направлять украинских оперативников для противодействия российской дезинформации и наблюдения за передвижениями войск на местах. Это потребовало бы, чтобы американский персонал находился на Украине или в соседней стране. Вашингтон действовал такими группами на Украине в соответствии со статьей 1202 Закона о выделении средств на национальную оборону 2019 года до вторжения в прошлом году.
Ник Тёрс (Nick Turse), который много писал о тайных операциях США в других частях земного шара, сказал, что недавняя утечка информации о ССН на Украине «вряд ли является неожиданностью».
«Силы специальных операций США развертываются по всему миру, часто практически без прозрачности или реального надзора, – сказал он, когда его спросили о резолюции Гэтца. – Подчиняясь малоизвестным представителям властей, «специальные операторы» выполняют темные и неясные миссии – иногда неотличимые от боевых действий – без ведома американского народа и большинства членов конгресса».
О чем мы многого не знаем, так это о том, сколько инструкторов и сотрудников разведки могут работать по контракту на правительство США на местах на Украине. Были сообщения о том, что они там есть. Конечно, некоторые американские эксперты, такие как Александр Виндман (Alexander Vindman), которые разочарованы тем, что американские военные не принимают более непосредственного участия, с самого начала призывали Байдена направить в бой подрядчиков.
Другие говорили, что на Украину следует ввести «оперативных подрядчиков», но не для того, чтобы они воевали, а для того, чтобы обучать украинцев и помогать им эксплуатировать современное вооружение, которое Вашингтон туда отправляет. Они там сейчас? Трудно сказать. Мы знаем, что сегодня на Украине много частных военных подрядчиков со всего Запада, работающих в сфере добычи полезных ископаемых, обучения и гуманитарной помощи, но они, насколько нам известно, работают на фрилансе, а не на американском пособии по безработице.
Использование подрядчиков – будь то американцы или третьи стороны – получило распространение с тех пор, как после 11 сентября США начали глобальную войну с терроризмом. По данным Исследовательской службы конгресса, по состоянию на конец 2022 года в министерстве обороны во всей зоне ответственности Центрального командования США работало около 22 тыс. контрактников.
«Весьма вероятно, что подрядчики составляют значительную часть персонала США на Украине», – предположил Тед Карпентер (Ted Carpenter), который недавно написал на эту тему для Исследовательской службы конгресса. «Я ожидаю, что они будут использоваться для эксплуатации и технического обслуживания более продвинутых (и работающих ненадежно?) систем вооружения, которые НАТО предоставило Киеву, – поделился он в понедельник (17 апреля). – Еще один интересный вопрос заключается в том, сколько сотрудников РУМО (Разведывательное управление министерства обороны – Defense Intelligence Agency, DIA) и Пентагона, а также подрядчиков, могут помогать Украине в сборе информации для атак на российские силы. Некоторые операции казались слишком сложными для известных возможностей, которыми обладала Украина, когда началось вторжение».
Исследовательская служба конгресса направила запрос в пресс-службу министерства обороны, чтобы узнать, сколько именно подрядчиков может быть сегодня на Украине. Тем временем в своем заявлении Гэтц сказал, что он будет продолжать собственные поиски четкого количества американских войск там. «Со стороны этой администрации должна быть полная прозрачность по отношению к американскому народу, когда они играют в войну с ядерным противником, имея силы специального назначения, действующие на Украине».
Автор: Келли Бокар Влахос – Kelley Beaucar Vlahos – редакционный директор организации «Ответственное управление государством» (Responsible Statecraft) и старший советник в Институте Куинси (Quincy Institute). Ранее в течение трех лет занимала должность исполнительного редактора журнала «Американский консерватор» (The American Conservative), где с 2007 года регулярно публиковала статьи о национальной безопасности, гражданских свободах, внешней политике, ветеранах и политике Вашингтона. С 2013 по 2017 год Влахос занимала должность директора по социальным сетям и онлайн-редактора радиостанции WTOP News в Вашингтоне, округ Колумбия. Ранее отработала 15 лет онлайн-политическим репортером в Вашингтонском бюро канала Fox News, а также вашингтонским корреспондентом журнала «Национальная безопасность сегодня» (Homeland Security Today).
Перевод Сергея Духанова