Подсанкционные россияне обязаны сообщать европейским властям о своих активах в Евросоюзе
Регламент предусматривающий, что россияне должны сами рассказывать европейским властям о том, что и где можно заморозить, действует в Евросоюзе еще с сентября прошлого года. Теперь в связи с выходом десятого пакета санкций ЕС, в котором требования расширяются и уточняются, в Официальном журнале Евросоюза появилось напоминание об этом.
Норма подразумевает, что подсанкционные лица должны сообщать профильным ведомствам стран — членов ЕС о принадлежащих им активах. На подачу уведомлений дается шесть недель с момента внесения в санкционные списки, а нарушение приравнивается к уклонению от санкций. Казалось бы, требование странное: а ну-ка, сами расскажите нам про свои активы, и мы их заморозим, а не то мы сами узнаем и их заморозим. На деле же риски могут быть несколько выше, комментирует партнер адвокатского бюро NSP, эксперт по санкционному праву Сергей Гландин:
Сергей Гландин партнер адвокатского бюро NSP, эксперт по санкционному праву «В ЕС еще не до конца закрыт вопрос, можно ли конфисковать подсанкционные активы. Пока есть мнение, что все-таки делать это нельзя, поскольку это будет нарушать 17-ю статью хартии ЕС об основных правах. Но есть иные мысли, что можно путем возбуждения уголовных дел конфисковывать определенные активы как объект совершения преступления. И здесь у меня сложилось такое ощущение, почему появилась эта норма: если какой-либо попавший под санкции бизнесмен не сообщил о своих активах, но он не исполнил лежащее на нем обязательство в силу европейского права, в ближайшее время, когда появится в законодательстве стран Евросоюза норма об ответственности за такое несообщение, значит, можно будет возбуждать уголовное дело, и, видимо, задним числом они будут пытаться обращать взыскание на данное имущество как на объект совершенного преступления».
В рамках анонсированного в выходные десятого пакета европейских санкций схожие требования были наложены на европейских держателей российских резервов. По новым правилам такие юрлица должны сообщать властям стран — членов ЕС о наличии у них активов Центробанка России. Согласно пресс-релизу Еврокомиссии, это необходимо в связи с потенциальным применением резервов для восстановления Украины. Получается, Брюссель до сих пор не может найти резервы российского ЦБ и обращается за помощью к банковской публике?
Возможно, евробюрократия пытается не выявить такие активы, а отделить зерна, которые можно удерживать без зазрения совести, от плевел, которые, в принципе, можно разблокировать, предполагает директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики ИК «Восточные ворота» Александр Тимофеев:
Александр Тимофеев директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики ИК «Восточные ворота» «Я надеюсь, что в реальности все гораздо менее кровожадно и это требование, скорее, связано с тем, что ЕС морально готов, наоборот, в частном порядке начать разблокировку активов. Дело в том, что по линии Люксембурга, по линии Clearstream очень давно и, кажется, минимально активно идут переговоры о том, чтобы обе стороны — то есть Россия со своей стороны и Euroclear и Clearstream со своей — начали выпускать как минимум «физиков», которые не находятся под санкциями и которые оказались в ситуации, когда заморожены их личные активы или активы каких-то фондов, тоже никем не аффилированных. И, судя по всему, как раз на прошлой неделе начали российские граждане, у которых были заблокированы, заморожены активы в Clearstream, получать не только отказы, но и согласия от Clearstream на разблокировку активов. А дальше все очень просто. Поскольку централизованно никто не понимал, у кого объем бумаг такой застрял, то, возможно, эти уточнения в рамках десятого пакета санкций — это как минимум попытка хотя бы подбить данные, подбить цифры и понять, в общем, о каком объеме речь идет и в какую сторону можно вести переговоры».
За минувший год за рубежом были заморожены активы Центробанка на сумму около 300 млрд долларов. В середине февраля Евросоюз объявил о разработке механизма конфискации замороженных российских активов в пользу Украины. Изъятие может затронуть как активы ЦБ, так и собственность подсанкционных физических и юридических лиц. В российском МИД тогда предупредили, что Москва готова «к любым шагам по защите национальной собственности, вплоть до применения равнозначных компенсационных мер».
Наибольший объем российских активов на территории Евросоюза заморожен в Бельгии. Как указывает The Brussels Times со ссылкой на бельгийский Минфин, сумма достигает 58 млрд евро. Также в ведомстве отчитались о блокировке российских транзакций на сумму более 190 млрд евро.