Северокорейские пленники. Почему может быть закрыто посольство России в Пхеньяне

Об этом стало известно "СП" из дипломатических источников. Хотя закрытие нашего представительства в КНДР не приведет к разрыву отношений с этой страной, тем не менее это плохой знак и негативный прецедент в двусторонних отношениях.

Северокорейские пленники. Почему может быть закрыто посольство России в Пхеньяне
© Свободная пресса

Причина возможного закрытия - невозможность дальнейшего нормального функционирования из-за жесточайших санитарных ограничений, введенных северокорейскими властями. С начала 2020 года и до сих пор КНДР практически полностью самоизолировалась. Власти КНДР не пускают к себе вообще никого из зарубежья и в крайне ограниченных количествах ввозят импортные грузы. Ротация сотрудников иностранных представительств практически прекращена. Выехать из Северной Кореи также очень непросто.

Основные продукты питания в КНДР есть, но их ассортимент скудный, цены выросли. Не хватает медикаментов. При возникновении проблем со здоровьем иностранцам трудно получить надлежащую медпомощь или быстро выехать за рубеж. Жизнь семей с детьми в условиях постоянной изоляции также очень непроста.

КНДР поддерживает дипотношения далеко не со всем миром. Однако даже те немногие страны, которые имели свои представительства в Пхеньяне, еще в 2021 году приняли решение об их закрытии. «Уже повешены замки на воротах представительств Великобритании, Венесуэлы, Бразилии, Германии, Италии, Нигерии, Пакистана, Польши, Чехии, Швеции, Швейцарии, Франции, уехал весь иностранный персонал международных гуманитарных организаций», — сообщало посольство РФ в апреле 2021 года. Как отметили в российской дипмиссии, покинувших Пхеньян дипломатов «можно понять». «Далеко не каждый может выдержать беспрецедентные по своей строгости тотальные ограничения, острейший дефицит необходимых товаров, в том числе лекарств, отсутствие возможности решать проблемы со здоровьем». По данным российских дипломатов уже на тот момент в КНДР оставалось всего 290 иностранцев. Среди них было лишь девять послов и четыре временных поверенных в делах, персонал функционировавших в КНДР посольств был сокращен до минимума.

Летом 2021 года было принято решение и о сокращении состава посольства России в КНДР вдвое. На Родину тогда вернулись 80 с лишним человек. Чуть ранее, в феврале 2021 года мир облетели кадры эвакуации из КНДР одного из российских дипломатов с детьми. Сначала третий секретарь посольства Владислав Сорокин с семьей 32 часа ехал из Пхеньяна до границы, а затем своими силами толкал железнодорожную дрезину с чемоданами и домочадцами, чтобы оказаться на российской стороне. Такой путь с использованием вагонетки оказался более-менее быстрым способом вернуться домой. Альтернативой была бы поездка через Китай, где дипломатам пришлось бы еще три недели оставаться на карантине, а затем ждать авиарейса в Москву, определенности с которым не было из-за китайских ограничений.

По прошествии года ситуация только ухудшилась. «Протокольный департамент МИД КНДР настоятельно рекомендовал нам не допускать выезда и выхода за ограду нашего городка, дважды в день дезинфицировать помещения и измерять температуру, что мы и делаем», - сообщало в мае текущего года посольство РФ в Пхеньяне. Дипломаты использовали продукты питания, имевшиеся в дипмиссии, время от времени им привозили пищу.

И вот сейчас положение оставшихся россиян в КНДР совсем уж отчаянное. Конечно же дипломаты понимают всю важность возложенной на них миссии, тем не менее, как сообщают источники, они сами за то, чтобы уехать домой. У многих давно закончились сроки загранкомандировок, на Родине родные, близкие.

Гражданам КНДР не привыкать к самоизоляции. Сама их идеология чучхе предполагает опору на собственные силы, как основу противостояния многолетним и многочисленным санкциям, введенным против этой страны. Но в данном случае они принуждают к самоизоляции иностранцев, которые не столь проникнуты их идеями.

Положение российских дипломатов резко контрастирует с тем, в котором живут их северокорейские коллеги в Москве. Они свободно перемещаются, ходят в общественные места, в магазины. Судя по обилию на столичных дорогах дорогих авто с дипломатическими номерами посольства КНДР, и не скажешь, что Северная Корея - небогатая страна, которая к тому же переживает острый пандемийный кризис. Солидные внедорожники, люксовые седаны – сплошь производства ненавистных империалистических стран – то и дело въезжают и выезжают из ворот посольства КНДР, что на Мосфильмовской улице столицы. Говорят, между собой северокорейцы называют работу в российском диппредставительстве «раем на земле». Сейчас, когда в Москве сняты все санитарные ограничения, связанные с пандемией коронавируса, дипломаты посольства КНДР чувствуют себя очень неплохо.

Одним из основополагающих принципов дипломатии является равенство всех партнеров по дипломатическим отношениям и их взаимное уважение. В любой стране сотрудники дипредставительств, соблюдая местные законы, тем не менее пользуются особыми правами и находятся на особом положении. А, учитывая дружественные отношения между Россией и КНДР можно было бы ожидать решения проблем наших дипломатов в приоритетном порядке. Но для этого нужна добрая воля Пхеньяна, а она, судя по всему, отсутствует.

Следует признать, что КНДР, особенно в последнее время выступает в поддержку России на международных площадках, в частности в Организации объединенных наций, голосует против антироссийских резолюций. Северокорейское руководство на самом высоком уровне выражает понимание российской внешней политики и поддерживает ее усилия по противодействию американскому гегемонизму. На повестке дня активизация экономического сотрудничества и возобновление железнодорожного сообщения между двумя странами, которое бы способствовало торговым отношениям. Однако при этом российские дипломаты не должны быть заложниками внутренних правил страны пребывания.

Михаил Морозов, обозреватель газеты «Труд»