Россия может изъять иностранные активы, если Запад конфискует российские в пользу Украины, сообщил в соцсетях председатель Госдумы Вячеслав Володин.
Ранее агентство Bloomberg со ссылкой на источники отмечало, что Германия обсуждает конфискацию замороженных из-за санкций российских активов для восстановления Украины, но окончательную позицию еще не выработала. Если это произойдет, Россия получит право действовать аналогично в отношении денежных средств и собственности иностранцев, написал Володин.
Прошлой осенью и Еврокомиссия заявила о намерении передать замороженные активы России Украине. Москва назвала это решение «экономическим бандитизмом». В ноябре юристы ЕС начали работать над механизмом передачи средств. Но вряд ли у них это получится, считает президент Ассоциации евроатлантического сотрудничества Татьяна Пархалина:
Татьяна Пархалина президент Ассоциации евроатлантического сотрудничества «Это заявление Еврокомиссии не содержит автоматизма. Решение будет приниматься каждой страной. Эти разговоры ведутся с начала конфликта, с апреля-мая 2022 года, и пока еще конфискаций не было, были только активы заморожены. Не думаю, что может последовать решение ЕК, которое будет обязательным для национальных правительств. Если это произойдет, может, в ряде стран, то, по всей видимости, реакция России будет зеркальной: будет конфискация собственности той страны или тех стран, которые те шаги предприняли. Пока я не вижу, что это может перейти в реальную плоскость. А что касается доверия, то оно уже подорвано. Вряд ли страны будут руководствоваться вопросом сохранения доверия, которого нет. Вопрос очень деликатный, очень чувствительный. Все-таки в странах Европы отношение к частной собственности почти священное».
Ответом России на изъятие ее активов может стать конфискация недвижимости иностранцев, их валютных счетов, долей в компаниях — всего, что можно назвать активами, считают эксперты. По словам Володина, изъятие денежных средств и собственности России на Западе приведет к тому, что нормы международного права перестанут работать. Более того — страны начнут с опаской относиться к хранению своих активов за рубежом, говорит начальник аналитического отдела компании «Риком-траст», доцент Всероссийской академии внешней торговли Олег Абелев. По его словам, эти опасения у них появились давно, когда только было объявлено о заморозке российских активов:
— С учетом того, что большое количество юридических лиц, компаний и бизнесов из «недружественных» стран уже к этому времени Россию покинули, возникает вопрос: насколько этот зеркальный шаг будет эффективен именно с точки зрения суммы активов. Другая сторона вопроса — это собственно сама ценность активов, в денежном выражении не все определяется — могут быть какие-то стратегические активы с точки зрения ключевых рынков для каких-то европейских партнеров, абсолютно любое имущество, денежные средства, ценные бумаги, доли в капитале.
— Как-то это подрывает доверие к международным договоренностям и обязательствам. Страны начнут в итоге отходить от того, чтобы держать свои активы за рубежом?
— Для меня это стало очевидно еще в марте, когда была заморожена часть российских авуаров золотовалютных резервов за рубежом. Уже тогда стало понятно, что эта международная система подорвана. И многие страны, у которых достаточно большие объемы золотовалютных резервов в валютах «недружественных» ныне к России стран стали задумываться, посмотрев на российский пример о том, насколько безопасно держать свои резервы в ценных бумагах этих стран, в банках-корреспондентах этих стран и в валютах этих стран. И последнее предложение, например, Китая о переходе к расчетам за импорт-экспорт сырьевых товаров в юанях, это как раз ответ на такого рода опасения. Думаю, что в будущем доля резервных вложений в эти страны будет сокращаться.
Весной прошлого года Евросоюз заморозил около 300 млрд долларов — это почти половина из 640 млрд золотовалютных резервов ЦБ России. Власти Украины и ЕС не раз предлагали использовать их для восстановления Украины после окончания боевых действий. В Кремле говорили, что считают такую практику незаконной.