о попытках США надавить на страны — участницы АСЕАН
«В условиях войны санкций c Россией и курса на глобальное сдерживание Китая Вашингтон тогда спешил заручиться поддержкой Юго-Восточной Азии, добиваясь её присоединения к возглавляемой США западной коалиции против Москвы и Пекина. На фоне украинского конфликта один из мировых центров экономической мощи — АСЕАН — оказался под давлением Белого дома, пытающегося лишить Россию и Китай перспективных партнёров в Азии».
«Дни Азии» в мировой политике, начатые в конце прошлой недели саммитом АСЕАН и Восточноазиатским саммитом в Пномпене, на этой неделе продолжит саммит 20 ведущих мировых экономик на индонезийском острове Бали. Так коллективный Запад и коллективный Восток получат ещё одну возможность подтвердить или опровергнуть то хрестоматийное, что о них в колониальную эпоху написал Киплинг.
Между тем со времён Киплинга и охоты колонизаторов в непролазных азиатских джунглях слишком много воды утекло.
Одной из иллюстраций радикальной трансформации современного мира после краха колониальной системы, произошедшего после Второй мировой войны, стало превращение бывших азиатских колоний в экономических «тигров». Они выросли на месте тех джунглей, где бродили хищные представители семейства кошачьих, падая под пулями отважных охотников за трофеями в пробковых колонизаторских шлемах.
Весьма символично, что бывшая крупнейшая британская колония Индия незадолго до марафона встреч и переговоров в Пномпене и на Бали стала пятой экономикой мира, оттеснив на шестое место бывшую метрополию Британию. А бывшая полуколония Китай ещё более десяти лет назад, при предыдущем лидере Ху Цзиньтао, заняла второе место в списке мировых экономик, отодвинув на третью строчку Японию, в своё время также покорявшую Азию огнём и самурайским мечом.
Однако современные западные политики, всячески дистанцируясь от мрачного колониального прошлого, демонстрируют все те же рефлексы, всё ту же философию в кураже скрытого неоколониализма. Скажем больше. Перепутавший Камбоджу с Колумбией в ходе своего пребывания в Пномпене президент США Джо Байден не просто допустил очередную, уже привычную для него оговорку, но и, весьма вероятно, вообще не очень хорошо понимал смысл происходящего вокруг и произносимых им самим слов.
«Я хочу поблагодарить премьер-министра Колумбии за его лидерство в качестве председателя АСЕАН, а также за то, что он пригласил всех нас», — заявил Джо Байден, обращаясь к премьер-министру Камбоджи Хун Сену.
Если бы он только знал, кого благодарит!
Занявший пост премьер-министра Камбоджи в далёком 1985 году, бывший военачальник эпохи Пол Пота, в своё время порвавший с кровавым диктатором, Хун Сен находится у власти уже без малого четыре десятилетия. Это делает его одним из старейших лидеров в мире, нравится это кому-то или нет. К слову, его официальный титул в переводе с кхмерского языка звучит как «царственно прославленный верховный великий командующий славных победных вооружённых сил».
Сам же Хун Сен называет себя «золотым пятизвёздным генералом вечности». Когда на выборах 2018 года правящая Народная партия Камбоджи получила все 125 мандатов, что позволило Хун Сену продлить своё правление ещё на один пятилетний срок — до 2023 года, в ЕС сочли камбоджийские выборы «не заслуживающими доверия». В свою очередь, Госдеп США назвал их «нечестными и несвободными» и объявил о расширении визовых ограничений для камбоджийских чиновников.
И вот находившемуся в Пномпене в качестве гостя Джо Байдену пришлось благодарить того, с кем Вашингтон так долго боролся, вводил санкции, но, судя по высказыванию Байдена, махнул рукой на эту бесперспективную борьбу.
Между тем в ходе саммита США — АСЕАН Джо Байден всё же предпринял уже вторую в этом году попытку приручить разом всех азиатских «тигров». Напомню, что первая такая попытка была сделана им ещё в мае этого года, когда он принимал у себя в Вашингтоне лидеров государств Юго-Восточной Азии в рамках специального саммита АСЕАН — США. В условиях войны санкций c Россией и курса на глобальное сдерживание Китая Вашингтон тогда спешил заручиться поддержкой Юго-Восточной Азии, добиваясь её присоединения к возглавляемой США западной коалиции против Москвы и Пекина.
На фоне украинского конфликта один из мировых центров экономической мощи — АСЕАН — оказался под давлением Белого дома, пытающегося лишить Россию и Китай перспективных партнёров в Азии.
Однако несмотря на то, что у многих государств АСЕАН сложились неоднозначные, нередко напряжённые отношения с Пекином, ведущим с ними территориальные споры в Южно-Китайском море, подбить регион на противостояние с Китаем в итоге так и не удалось. Споры спорами, но именно Китай, а не США — крупнейший торговый партнёр стран АСЕАН, которые не видят для себя резона отказываться от выгод экономического сотрудничества с КНР. С Россией же у стран АСЕАН вообще нет никаких споров, поэтому они изначально отсекли предложение пойти на сворачивание торгово-экономических связей с Москвой из-за конфликта на Украине.
Пытаясь найти новую зацепку для того, чтобы натравить остальную Азию на Китай, Джо Байден заговорил в Пномпене о некой военной угрозе, якобы исходящей от Пекина. Общаясь с хозяином саммита АСЕАН Хун Сеном, он выразил озабоченность проводимой Китаем реконструкцией находящейся на территории страны военно-морской базы Реам. Американская сторона настаивает, что Китай тайно строит военно-морской объект в Сиамском заливе для использования своими военными (Пекин и Пномпень эту информацию отрицают).
Комментируя попытки встроить Юго-Восточную Азию в линию глобального фронта против Китая и России, принимавший участие во встречах в Пномпене глава МИД РФ Сергей Лавров по итогам своего участия в Восточноазиатском саммите предупредил, что США и их евро-атлантические союзники пытаются сломать действующие в регионе форматы сотрудничества.
Российский министр указал на то, что в качестве альтернативы Запад продвигает свои форматы, «нацеленные на сдерживание Китая, сдерживание российских интересов в Азиатско-Тихоокеанском регионе».
По словам Сергея Лаврова, в этой ситуации Москва и Пекин указывают на целесообразность и необходимость сохранения тех форматов, которые были созданы вокруг АСЕАН и уже доказали свою эффективность. «Мы отстаиваем необходимость уважения и в будущем центральной роли, которую АСЕАН играет в процессах, происходящих в этом регионе. Но у Запада свои планы. На словах все признают роль АСЕАН, а на деле гнут свою линию и продвигают вот эти конфронтационные механизмы и инструменты», — пояснил Сергей Лавров.
Между тем едва ли не самое важное заявление сделал в Пномпене президент Индонезии Джоко Видодо, который на этой неделе будет принимать у себя на острове Бали саммит G20.
На церемонии передачи Джакарте председательства в Ассоциации государств Юго-Восточной Азии, которая официально начнётся в следующем году, Джоко Видодо отметил, что члены АСЕАН должны действовать в своих собственных интересах, а не в интересах других держав. «В рамках нашего председательства мы планируем сделать так, чтобы АСЕАН была эпицентром роста. АСЕАН должна быть мирным регионом и якорем для глобальной стабильности», — пообещал Джоко Видодо, под аплодисменты участников церемонии призвав не идти на поводу у «любых сил».
Понятно, почему эти слова встретили дружные хлопки одобрения. Никто в регионе не помышляет о том, чтобы вести экономические войны с Китаем (на это не идёт даже Тайвань, понимая самоубийственность такого гипотетического шага в связи с теснейшими связями острова с экономикой КНР). Что же касается России, то из десяти членов АСЕАН санкции в отношении неё (и то скорее символические) пока ввёл только Сингапур.
В общем, азиатские «тигры» никак не приручаются. Стареющий дрессировщик спотыкается и слепнет, не видя их растущей мощи. И не отлита ещё ни американская, ни европейская неоколониальная пуля, которая могла бы их остановить.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.