Войти в почту

Выборы в Конгресс США: что на кону?

39% общественного одобрения, рост инфляции на 8% и перевес всего в 8 кресел, который требуется отстоять на предстоящих выборах. Такова трудная арифметика для партии демократов и президента Джо Байдена поздней осенью 2022 года. От сегодняшнего голосования зависит, насколько свободно будет чувствовать себя Белый дом не только внутри страны, но и на международной арене. Тогда как по России между демократами и республиканцами сохраняется единомыслие, взгляды на отношения с другими государствами разнятся. Байдена подозревают в намерении искусственно снизить цены на нефть, пойдя на уступки Ирану и Венесуэле. Если контроль над Конгрессом окажется в руках республиканцев, этим надеждам вряд ли суждено будет сбыться.

Выборы в Конгресс США: что на кону?
© ТАСС

Тихая сила Конгресса

Деятельность двух комитетов по международным делам — в Палате представителей и в Сенате (последний 8 ноября тоже обновится, но только на треть) — обычно сопровождает заблуждение. Считается, что законодательная власть не имеет рычагов влияния на исполнительную, особенно когда та пересматривает приоритеты во внешней политике. Действительно, без согласия Белого дома ни одному иностранному государству не будет оказана ни финансовая, ни военная помощь. Но конгрессмены имеют возможность вмешиваться во внешнюю политику, задерживая, оспаривая, а при определенных обстоятельствах пересматривая уже заключенные сделки. Пока комитет по международной политике Палаты представителей возглавляет лояльный Джо Байдену демократ Роберт Менендес, Белому дому обеспечен спокойный тыл. Но если на его месте окажется республиканец, администрации придется с тревогой следить, не ищут ли конгрессмены способов блокировать ее решения.

Юридически таких возможностей существует несколько. Основная из них предусмотрена разделом 502В(с) закона 1961 года об оказании международной помощи. Согласно ему, комитет по международным делам Сената наделен правом требовать от Государственного департамента отчет о поддержке, оказанной любой стране по его выбору. Если документ не поступает к народным избранникам в течение месяца, выделение средств по этому направлению блокируется. Если данные приходят в срок, конгрессмены голосуют. Для того чтобы остановить оказание помощи, требуется совместное постановление обеих палат.

Другая возможность касается военной сферы. По закону 1976 года о продаже оружия за рубеж поставки на сумму более $14 млн относятся к сфере компетенции Конгресса. Как и в предыдущем случае, чтобы повлиять на курс государства, требуется согласие обеих палат, а еще грамотный подсчет времени: остановить отправку можно только за 30 дней до ее начала. Но и если большинства голосов не собирается, конгрессмены могут воздействовать на Госдепартамент в частном порядке. Народных избранников информируют о планах по продаже оружия заранее и в случае явно выраженного несогласия приостанавливают их. Правда, в этом случае речь идет только о традиции, и при необходимости Белый дом вправе пренебречь ею.

Белый дом и черное золото

Тогда как Госдепартамент может с опаской ожидать давления от будущего состава Конгресса, Демократическая партия имеет основания опасаться, что потеряет часть голосов из-за внешней политики, которую проводила. Болевых точек две: Иран и Венесуэла. С обоими этими государствами Белый дом стремился договориться, чтобы снизить цены на нефть (и как следствие, на крайне востребованный бензин), а кроме того, нанести экономический ущерб России. Успеха попытки не имели, но сумели насторожить американских избирателей — сторонников жесткого курса по отношению к другим "недружественным странам", а не только к нашей.

На том, чтобы ни при каких обстоятельствах не идти на уступки Ирану, настаивает влиятельное меньшинство евангеликов — практикующих протестантов, численность которых оценивают приблизительно в 90 млн человек. В 2016 году их голосами проложил себе дорогу к власти Дональд Трамп. В 2018 году он вывел США из ядерной сделки с Ираном и установил против него всеобъемлющие санкции. Действия Трампа и их поддержка евангеликами объяснялись стремлением защитить Израиль. Тегеран подозревают в намерении создать ядерное оружие, чтобы угрожать Тель-Авиву, а также дестабилизировать еврейское государство силами группировок ХАМАС, "Хезболлах" и "Палестинский исламский джихад" (запрещен в России).

Примирительный тон, взятый Джо Байденом на переговорах с иранцами, неприемлем для евангеликов. Их религиозные доктрины предполагают особое место для еврейского народа, а его возвращение в Палестину трактуют не только как исполнение божественного предначертания, но и одну из основных внешнеполитических задач США. Стремление остановить "слабую" и компромиссную политику, защитить Израиль — один из побудительных мотивов для верующих американцев прийти к урнам даже в том случае, если программа республиканцев не до конца их убеждает. Социологи фиксируют тенденцию: американские избиратели готовы голосовать "от противного", чтобы воспрепятствовать успехам нежелательных кандидатов — тех, чьи действия расцениваются как неприемлемые для страны и общества, в том числе и на международной арене.

Венесуэльский гамбит

Другой внешнеполитический сюжет, задевающий чувствительные струны в США, — южноамериканский. В 2019 году Дональд Трамп отказался признать итоги выборов в Венесуэле и ввел против страны всеобъемлющие санкции. Это решение поддерживают выходцы из Латинской Америки. Для части из них или их предков переезд в США был политическим выбором против социализма. Леворадикальное правительство Венесуэлы Николаса Мадуро воспринимается этими американцами как неустранимо враждебное, а переговоры с ним видятся как готовность пожертвовать национальными интересами и другой миссией США, известной со времен холодной войны, — бороться с коммунистами.

В 2021 году из тех же предпосылок исходил и Джо Байден. Но рост цен на нефть в 2022-м заставил Белый дом задуматься о венесуэльском черном золоте: его доказанные запасы считаются самыми обширными в мире. Весной Вашингтон начал переговоры с Каракасом с жеста доброй воли — вывел из санкционного списка племянника президента Мадуро и обменял еще двух его родственников, отбывавших срок в американской тюрьме. С тех пор за продолжением переговоров настороженно следят консервативные американцы. Администрация Байдена хотела бы сделать так, чтобы венесуэльская нефть поступила на рынок, но до сих пор не решается перейти к отмене санкций. Критики справа подозревают, что Белый дом все-таки готовится пойти на это, и заранее собираются препятствовать.

Судя по всему, компромиссный курc на венесуэльском направлении уже стоил демократам поддержки части избирателей. Социологические опросы 2021 и 2022 годов зафиксировали разницу: в первые 12 месяцев правления Байдена симпатии испаноговорящих граждан США еще делились поровну между правыми и левыми. Спустя год преимущество за республиканцами и составляет 9%.

Для демократов потеря поддержки в среде латино особенно опасна, поскольку выходцы с юга селятся в США компактно, не исключая электоральные вотчины демократов — прибрежные штаты. В 2020-м Дональд Трамп благодаря голосам латино переломил в свою пользу голосование во Флориде. Через два года все указывает на то, что эта тенденция может продолжиться. Если так, то против демократов может начать работать демография.

До подведения итогов остается совсем немного. Очень скоро станет известно, насколько изменится политический ландшафт в Вашингтоне: станут ли в нем влиятельнее республиканцы, и если да, даст ли это стимул к выдвижению негласного лидера партии Дональда Трампа на новый президентский срок в 2024 году. Пока же Джо Байден пожинает плоды политической комбинации, которую не сумел довести до конца, но не смог и скрыть от публики. Стремясь снизить российские доходы и удешевить бензин, Белый дом надеялся вывести иранские и венесуэльские углеводороды на мировой рынок и предпринял усилия для достижения этой цели. Но не добился желаемого: администрация демократов осталась лицом к лицу с прежними проблемами, да еще и настроила против себя часть сомневающихся американцев.

Игорь Гашков