"Дикие гуси" дезертируют, недовольные условиями службы в ВСУ
На просторах сети появляется все больше информации о том, что воевавшие за украинский режим западные наемники разочаровываются в принимающей стороне и бегут по домам. Сначала в Польшу и далее везде. Как следует из рассказа одного тридцатилетнего солдата неудачи из Великобритании, он сбежал через границу, после двух месяцев мытарств в незалежной, переодевшись санитаром.
По рассказу этого британца изданию «iNews», условия службы в рядах ВСУ – не очень комфортные. Украинское командование не обращает внимания на проблемы простых солдат. Они же должны в конце концов испытать «тяготы и лишения», нехватку экипировки, оружия и боеприпасов. Под ударами артиллерии щеголять без касок – это так романтично. Но может быть больно. Поэтому 80% иностранных наемников уже покинули незалежную. А может даже больше, ведь у многих наемников изъяли документы для того, чтобы не платить их семьям компенсацию в случае их гибели.
Президент союза «Офицеры группы Альфа» Алексей Филатов напоминает, что сейчас полным ходом идет информационная война и разобраться в достоверности тех или иных сообщений бывает ох как непросто:
– Смотришь как упражняются в этом «специально обученные люди» и только удивляешься. Я не знаю, как оценивать все эти новости. Во-первых, посчитать сколько именно дезертировало из рядов ВСУ и добровольческих националистических формирований – невозможно. Во-вторых, нужно понимать, кто такой «наемник». Это человек, который воюет за деньги. Я так понимаю, из-за бурной финансовой поддержки Западом, на Украине особых проблем с деньгами нет. Поэтому объективных обстоятельств для того, чтобы наемники уезжали, не получив заработанного, вроде бы нет.
С другой стороны, может быть, искатели приключений поняли, что вероятность заработать и с толком потратить деньги – не очень реальна, если не сказать, приближается к нулю. И пытаются найти более безопасный заработок – в той же Африке или в других горячих точках. Такое в принципе возможно.
«СП»: – Пишут, что деньги на Украине до конкретных исполнителей «на земле» попросту не доходят…
– Без коррупции ни одна страна, ведущая боевые действия, не живет, а Украина тем более. Для многих там военные поставки – хороший заработок. Тем более, все делается на потоке и контролировать расходы нереально.
«СП»: – Насколько в среднем хватает у человека терпения, когда он попадает в зону боевых действий? Наверное, наступает момент, когда пропадает энтузиазм, и он либо пытается тупо выполнять приказы, либо, если такая возможность представится – дезертирует? Наверное, на эту тему проводились специальные исследования?
– Это как кому дано физиологически. Кто-то вообще не предназначен для боевых действий. Для него это противоестественно, и такой человек вообще не может в экстремальных ситуациях нормально функционировать.
По службе в подразделениях, связанных с выполнением боевых задач, могу сказать: у нас считается, что человек в среднем способен эффективно ездить в боевые командировки примерно 10-12 лет. Потом с ним может произойти психологическая деформация. Физически он находится в хорошей кондиции, но психологически изнашивается – начинает бояться. А страх – не очень хороший помощник.
Но, с другой стороны, я встречал людей, которые и 25 лет готовы прожить в таком режиме. Но в среднем срок нормальной боевой службы – не более 10-15 лет, если человек выполняет боевую работу раз от разу. Если же говорить о такого рода работе в круглосуточном режиме, если контакт с опасностью каждодневный и велик шанс погибнуть, то оценить психологические резервы организма еще труднее.
Однако наши деды и прадеды воевали во время Великой Отечественной четыре года. Кто-то из них прошел эту войну от первого до последнего дня. Так что нельзя под одну гребенку равнять всех – у каждого свои возможности психики.
Наше Минобороны проводит ротацию личного состава. Месяц-два проходит – и людей следует с переднего края отводить, доукомплектовывать воинские части, проводить реабилитацию военнослужащих, чтобы они смогли вернуться в зону боевых действий. Держать в напряжении более двух-трех месяцев людей нельзя, чтобы избежать выгорания. Хотя кто-то может и трех дней не выдержать, а кто-то и через три месяца – готов продолжать сражаться. Мы все очень разные. Так что командиры должны наблюдать за морально психологическим состоянием личного состава и принимать решение – кому остаться, а кому пора отдохнуть…
Еще один фактор, который может сократить срок службы западных наемников, то, что иностранным пленным придется ответить за свои преступления, наряду с украинскими националистами. Военных преступников ожидает суд, а это не очень приятная перспектива.
Может быть поэтому сотни чехов, подавших заявки на вступление в ВСУ на Украине, передумали участвовать в боевых действиях, пишет издание «iDNES». Многие из тех, что подали заявки, передумали ехать, потеряв интерес в связи с изменением ситуации – решили остаться дома. Не хочется попасть под точечные удары тяжелой артиллерии. Ведь это в компьютерной игре-стрелялке можно оживать хоть сотни раз. В реальности так не бывает.
Американские и европейские телеканалы снимают пропагандистские репортажи о бравых наёмниках, что решили приехать «воевать за свободу». Причем там показывают, что сражаться им придется чуть ли не старинными автоматами ППШ, которые похожи на гангстерские автоматы «Tommy gun» из 1930-х, наподобие тех, что можно увидеть в старых гангстерских фильмах. Это же так романтично!
В реальности же оказывается, что даже легендарный пистолет-пулемет системы Шпагина для многих – недостижимая мечта. Дескать, сами должны добыть оружье в бою – взять «трофеи у русских».
А как взять эти трофеи если в реальности можно доехать только до сборного пункта на Яворовском полигоне, ставшем местом гибели почти двухсот иностранных наемников, даже не успевших пройти там подготовку. А ведь там оказался спецназ со всего мира: из Южной Кореи, Чили, Америки, Канады. А теперь они все мертвы. Но западная пропаганда продолжает заманивать на Украину всё новых и новых добровольцев.
Военный обозреватель Виктор Литовкин склонен согласиться в этих пессимистических оценках боевого духа англичан и прочих:
– Это ведь их наемники приехали на Украину поохотиться на сафари. Оказалось, что в них тоже стреляют. В реальности оказалось, как в том анекдоте: «Петро пошли москалив бити! А коли вони нас? А нас-то за ще?» Так и англичане решили: «А нас-то за что?» Мы же просто приехали немного пострелять в этих недочеловеков.
Столкнувшись с реальностью, они поняли, что российская армия – это не то, что о ней пишут в английской печати. И украинская армия – тем более. Она их не обеспечила ни бронежилетами, ни касками, ни оружием. Никаких гарантий медицинского обслуживания в случае ранения. Никакой медицинской страховки. В таких условиях им неуютно на поле боя, вот они и сбежали назад в Британию. Так же, как и другие наемники.
Сбегают все, кроме тех, кого нацики не отпускают, как это случилось в подземельях «Азовстали».