Шольц: эмбарго на газ из России не приведет к окончанию спецоперации на Украине, но будет иметь последствия для ЕС

Обновлено в 18:07

Шольц: эмбарго на газ из России не приведет к окончанию спецоперации на Украине, но будет иметь последствия для ЕС
© BFM.RU

Германия не может позволить себе ввести эмбарго на поставки газа из России. Об этом заявил канцлер ФРГ Олаф Шольц в интервью Spiegel. По его словам, это недопустимо, поскольку не приведет к окончанию российской спецоперации на Украине, но будет иметь «значительные последствия» для Германии и всей Европы.

По подсчетам Центрального банка Германии, эмбарго на закупку российского газа может стоить стране 180 млрд евро потерянного ВВП в текущем году и привести к энергетическому кризису и глубочайшей рецессии, «не имевшей прецедентов в последние десятилетия». Шольц твердо стоит на том, что Германия не станет передавать Украине тяжелые вооружения из-за возможной ядерной угрозы со стороны России в отношении НАТО.

Из-за этой позиции на канцлера ФРГ в последнее время обрушилось много критики, в том числе со стороны однопартийцев. Министр Европы и климата Германии Анна Люрманн, по данным The Guardian, например, открыто говорит об обратном, что Германия уже в кратчайшие сроки поставит тяжелое вооружение партнерам по НАТО, которые затем отправят Украине аналогичное вооружение более раннего производства.

Позицию Шольца комментирует главный редактор журнала «Берлинский телеграф» Александр Бойко:

— Дело в том, что у него есть немного курс госпожи Меркель, и он все-таки, как его ни заставляют однопартийцы и все остальное, пытается максимально все равно по возможности сохранять дипотношения с Россией. Он так же, как бывший министр экономики, пытается экономически смотреть и понимает, насколько будет нанесен вред экономике Германии. И сейчас видно, что уже цены на некоторые товары поднялись на 100%, на некоторые товары на 60-70%, это бьет по бюджету Германии. Он понимает, что, что бы ни случилось, все равно в истории он останется как худший канцлер Германии. Естественно, он этого не хочет делать.

— Практика действительно такова, что за экономические неурядицы, которые могут последовать, отвечать только канцлеру?

— В принципе да, понятно, что будут создаваться комиссии, подкомиссии, будут это все разбирать, но народ все-таки будет винить канцлера в первую очередь. Он хочет остаться человеком, который спас какую-то ситуацию, держался.

— Какие расклады к вынесению импичмента или процедуры отстранения партийные?

— Очень сомневаюсь, что это получится. Скорее всего, будут кулуарные договоренности, в импичмент я не верю. Но, скорее всего, будут разделены какие-то портфели, потому что есть большое недовольство министром обороны, министр по семье ушла и так далее.

— Речь о министрах именно из партии Шольца, и обороны в том числе?

— Да, совершенно верно.

Пытается ли Шольц таким образом вернуть к себе доверие однопартийцев, которые среди прочих в последнее время активно критикуют канцлера за слишком мягкую позицию? Комментирует берлинский политолог, член совета по международным делам Социал-демократической партии Берлина Алексей Юсупов:

Алексей Юсупов берлинский политолог, член совета по международным делам Социал-демократической партии Берлина «Он действительно в последнее время попал в положение, в котором ему нужно больше объяснять свою позицию, чем он сам считает необходимым. Он политик такой же формации, как Ангела Меркель, это значит, что он мало внимания и приоритета придает чисто медийным действиям. Символической политике он предпочитает работу над содержательными вопросами в бэкграунде, и этим он и занимался. И последние несколько недель общественное отношение к этому становилось более негативным, потому что настроения в Германии напряженные, население все еще находится в ощущении большого геополитического кризиса, который напрямую затрагивает их жизни. Действительно, сейчас, мы видим, он начинает изменять свою медийную стратегию, он дал два больших интервью, его ближайшие советники вчера-позавчера высказывались в закрытых и открытых разговорах о логике принятия решений, он недооценил уровень кризисных настроений в Германии. С другой стороны, по содержательным вопросам внутри правительства кризиса нет, решение об отказе от газа до 2024 года принималось совместно и было озвучено «зелеными», решение о невозможности передавать дополнительно тяжелое вооружение из активов Бундесвера принималось, опять же, всеми тремя партиями, подтверждено высшим генералитетом в последние дни. То есть это не политическое нежелание что-то делать, это медийная повестка, которая требует все большего и в которой нет времени разбираться в происходящем. Мы видим именно такую ситуацию. Но и внутри партии очень накалены настроения, потому что продолжается ситуация, в которой беспрецедентность событий на Украине приводит к тому, что непонятно, какие реакции правильные, а какие — нет».

Глава европейской дипломатии Жозеп Боррель в интервью испанской газете El Pais заявил, что между государствами — членами ЕС сейчас нет единства по вопросу отказа от российских энергоресурсов.

Президент Франции Эммануэль Макрон говорит, что эмбарго на российский газ сейчас в принципе не обсуждается. «Нефть и топливо уже затрагиваются, но газ пока нет. Мы знаем сложности, которые это повлечет», — отметил Макрон. Ранее Франция заявляла, что поддержит эмбарго на импорт российской нефти.