Киев запросил у G7 и МВФ 50 млрд долларов финансовой помощи
Украина попросила у стран «Большой семерки» и Международного валютного фонда финансовую помощь на 50 млрд долларов. Советник президента Украины Олег Устенко предложил западным странам несколько вариантов предоставления займа. Киев может выпустить облигации по беспроцентной ставке. Либо получить кредит от МВФ в качестве специального заимствования, по которому не надо возвращать деньги.
Еще несколько дней назад Владимир Зеленский просил от Евросоюза для Украины 7 млрд долларов в месяц, или 84 млрд за год. По его словам, эти деньги пошли бы на социальные выплаты и заработные платы. Председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, которой и предназначалась просьба, тогда заявила, что ЕС поможет в этом вопросе. Но в каком виде эти средства будут переданы и как скоро — не уточнила.
Какой реакция от Запада последует в этот раз? Рассуждает руководитель Центра политэкономических исследований Института нового общества Василий Колташов.
Василий Колташов руководитель Центра политэкономических исследований Института нового общества «Эти деньги едва ли будут предоставлены киевским руководителям, просто в силу того, что нет никакого смысла их давать — они ни на что не повлияют. Суммы будут звучать самые разные, просто суммы реальности будут выделяться гораздо более скромные, и самые значительные суммы пойдут не в денежной форме, а в форме поставок вооружений, в продовольственной, топливной форме. А живые деньги, если они будут приходить под контролем, то они будут в основном нужны для поддержания курса гривны, потому что если гривна сейчас бы обесценилась, то был бы неминуем распад фронта военной кампании».
Если говорить про международные экономические отношения Украины, то одним из ее ключевых партнеров в последние годы была Россия. В 2021 году наш товарооборот составил более 12 млрд долларов, превысив на 23% уровень 2020 года. Экспорт России на Украину, включая энергоносители и продукты химической промышленности, составлял порядка 60% от всего его объема. Кроме того, Россия поставляла автомобили и продовольствие. Из Украины мы получали металлы и минеральные продукты, в том числе каолин, нехватка которого может привести к резкому подорожанию отечественной сантехники.
Что касается логистики, то проблемы с ней связаны в первую очередь с автомобильной индустрией, а точнее — с комплектующими. Из-за их дефицита российские предприятия крупных иностранных брендов вроде Volkswagen или Toyota были вынуждены закрыться на неопределенный срок.
Серьезные осложнения наблюдаются и в железнодорожных перевозках. Этим видом транспорта в Украину из Белоруссии доставлялись удобрения. Но в феврале, по словам Александра Лукашенко, Киев от них отказался. Кроме того, Украина играла роль главной транзитной страны для китайского экспорта. Комментирует независимый аналитик Дмитрий Адамидов.
Дмитрий Адамидов независимый аналитик «Украина была если не транзитным хабом, то очень важным элементом вообще в трансевразийских потоках, в которых основной был, естественно, в Китай и страны Юго-Восточной Азии, но Россия там тоже участвовала и в качестве транзитера, и в качестве грузоотправителя. А теперь не знаю, посмотрим, чем дело кончится, довольно трудно говорить о том, какие будут транзитные потоки и куда они пойдут, но я думаю, что все равно территория сохранит свое транзитное значение. Естественно, в большей степени в этом заинтересован Китай. Китай традиционно очень любит контрабанду, а как раз Украина позволяет по многим причинам быть таким окном в Европу».
Кстати, именно Китай для Украины до последнего времени был главным торговым партнером. В прошлом году, по данным украинской службы, страна импортировала из КНР товаров на 10 млрд долларов. В России, по данным нашей таможни, — на 8 млрд. При этом главный товар — голубое топливо — все еще продолжает идти по украинской трубе. В воскресенье, 17 апреля, «Газпром» отчитался, что по условиям контракта поставил по ней в ЕС 57 млн кубометров.