Войти в почту

Украинский товарооборот и его перспективы

Президент Украины попросил у Евросоюза масштабную финансовую помощь. Владимир Зеленский, конечно, сделал широкую заявку — 7 млрд долларов в месяц, или 84 млрд в год. Бюджет Украины по текущему курсу доллара составляет около 44 млрд. И если ЕС согласится на предложение Киева, то выплатит за год почти два бюджета.

Украинский товарооборот и его перспективы
© BFM.RU

Но дело не только в том, сколько средств может получить Украина. Деньги — это строка в балансе банка. На них еще нужно покупать товары. А между тем одним из ключевых торговых партнеров Украины последние годы была Россия. В 2021 году наш товарооборот был больше 12 млрд в американской валюте. И почти на 23% превысил показатель за 2020 год. О том, что мы поставляли Украине и что она поставляла нам, говорит руководитель Центра политэкономических исследований Института нового общества Василий Колташов:

Василий Колташов руководитель Центра политэкономических исследований Института нового общества «Экспорт России на Украину включал минеральные продукты, 41% с лишним. Продукты химической промышленности — это еще почти 19%. Машины и оборудование мы поставляли туда, ну, мы и получали от них машины и оборудование, это старые советские технологические цепочки. Продовольственные товары мы поставляли и тоже получали. Минералы и изделия из них мы поставляли, ну, мы и покупали, например каолин для производства фарфора привозился к нам. Что касается импорта России из Украины, то мы получали металлы и изделия из них, 30% с небольшим, это очень много».

К слову, вышеупомянутый каолин, то есть белую глину, наши заводы закупали в основном на Украине. И уже были сообщения, что из-за отсутствия поставок сантехника российского производства может резко подорожать.

Теперь что касается логистики. Автомобилями товары на Украину или через нее и раньше возились небольшими объемами, а восемь лет назад такие поставки и вовсе сократились, говорит управляющий директор группы компаний «Совтрансавто» Владимир Тян.

Владимир Тян управляющий директор группы компаний «Совтрансавто» «Особенно после 2014 года они еще подсократились, и, по крайней мере, из России их шло немного. Просто наш немецкий офис возил еще и из Европы туда. В нашей конкретной компании это не была существенная доля. Мы все-таки больше ориентированы на Евросоюз, поэтому у нас из Украины и на Украину не было большого объема перевозок».

Гораздо важнее железнодорожные перевозки. Как недавно сообщили в РЖД, основные ограничения, с которыми столкнулась компания, как раз связаны с перевозками на Украину и через нее. По железной дороге возят удобрения. Украина покупала их у Белоруссии. Но в феврале, как заявлял Александр Лукашенко, Киев от них отказался. Но еще важно, что Украина всегда была интересна как транзитная страна Китаю, через нее шли грузы в Европу, говорит независимый аналитик Дмитрий Адамидов.

Дмитрий Адамидов независимый аналитик «Украина была если не транзитным хабом, то очень важным элементом вообще в трансевразийских потоках, в которых основной был, естественно, в Китай и страны Юго-Восточной Азии, но Россия там тоже участвовала и в качестве транзитера, и в качестве грузоотправителя. А теперь не знаю, посмотрим, чем дело кончится, довольно трудно говорить о том, какие будут транзитные потоки и куда они пойдут, но я думаю, что все равно территория сохранит свое транзитное значение. Естественно, в большей степени в этом заинтересован Китай. Китай традиционно очень любит контрабанду, а как раз Украина позволяет по многим причинам быть таким окном в Европу».

Кстати, именно Китай для Украины до последнего времени был главным торговым партнером. В прошлом году, по данным украинской службы, страна импортировала из КНР товаров на 10 млрд долларов. В России, по данным нашей таможни, — на 8 млрд. У Киева другие сведения — меньше 7 млрд. Но лукавство в том, что мы считаем поставки газа, который по бумажному реверсу Украина покупает в Европе. Соответственно, в Киеве записывают это на европейский импорт. При этом газ по украинской трубе как шел, так и идет. Но, если возвращаться к Китаю, то поставки товаров в том числе шли через Россию. И поэтому Киеву придется перестраивать логистику. Но если Европа даст деньги, то будет на что.