Что ждать от очередного раунда российско-украинских переговоров? Комментарий Георгия Бовта

В российско-украинских переговорах взята «техническая пауза» до вторника, 15 марта. Четвертый раунд переговоров в видеоформате в понедельник продолжался несколько часов. Паузу используют для уточнения отдельных определений. Украинская сторона ставит в том числе вопрос немедленного прекращения огня и отвода всех российских войск. Тем временем пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что сроки окончания спецоперации на Украине не называются. Песков обратил внимание на ракетный обстрел Донецка силами ВСУ, назвав это «атакой на гражданское население». Представитель Кремля также уточнил, что российское Минобороны может взять под контроль крупные населенные пункты Украины, исключая гуманитарные коридоры и максимально обеспечивая безопасность мирных граждан. При этом он обвинил США и ЕС в провокациях: они, по его словам, «подталкивают Россию к штурму крупных украинских городов с целью возложить на нашу страну ответственность за гибель мирных граждан». Как можно расценить текущую ситуацию?

Что ждать от очередного раунда российско-украинских переговоров? Комментарий Георгия Бовта
© BFM.RU

США в последние дни всерьез озаботились тем, чтобы помощь России в преодолении санкционной блокады не оказал Китай. Возможно, именно в этом контексте в американские массмедиа был вброшен слух о том, что якобы Москва обратилась к Пекину за военной помощью в связи с операцией на Украине. Не очень понятно, на чем основывалась подобная информация. Ранее Россия вообще у Китая никаких вооружений не покупала, только продавала сама. Слух оперативно опровергли в Кремле, а также посольство КНР в Вашингтоне. Зато советник по национальной безопасности США Джейк Салливан использовал, возможно, эту «имплантированную» ранее сознательно в массмедиа новость для того, чтобы грозно предупредить Пекин о том, что всякие попытки помочь России обойти американские санкции будут иметь серьезные последствия.

Заявление Салливана было своего рода «информационной артподготовкой» накануне его встречи 14 марта в Риме с членом Политбюро ЦК Компартии Китая Ян Цзечи. Одним из вопросов была ситуация на Украине и ее воздействие на региональную и глобальную безопасность. Правда, в официальном заявлении, предварявшем встречу Салливана и Ян Цзечи, МИД КНР не указал конкретно ситуацию на Украине, заявив, что целью римских переговоров будет «реализация важных договоренностей, достигнутых главами государств Китая и США на их виртуальном саммите в ноябре прошлого года». Вот уж где высокий стиль дипломатии, как говорится, так это в Поднебесной.

Возможно, позиция Китая может претерпеть какие-то изменения в ближайшее время, однако и это тоже будет зависеть в конечном счете от ситуации на полях боев на Украине. И от того, как быстро там наступит режим прекращения огня. Пекин объективно никак не заинтересован в дальнейшем нарастании хаоса в мировой торговле на фоне событий на Украине.

Пока нельзя говорить о том, что российско-украинские видеопереговоры достигли хоть какого-то результата. Нет также явных признаков того, что снижается интенсивность боевых действий. В то же время, по некоторым отрывочным сведениям, можно судить о том, что частичные договоренности по гуманитарным вопросам в ближайшее время все же возможны. Прежде всего относительно организации гуманитарных коридоров. Также можно констатировать, что пока российские войска не предпринимают попыток штурма крупных городов с применением неизбирательных средств огневой поддержки. В сложившейся ситуации хочется найти хотя бы какие-то «зацепки», позволяющие надеяться на прекращение огня в обозримой перспективе.

Что касается попыток посредничества третьих стран, то они, видимо, поставлены на паузу. ЕС и США продолжают наращивать санкционное давление, пытаясь загнать российскую сторону в тупик и не особо утруждая себя поисками подсказок, как оттуда выбраться. Тем самым игнорируя возможные негативные последствия для самих себя, если таковой выход не состоится или окажется совсем «неделикатным» и разрушительным для всех.

В случае фиксации боевых позиций воюющих на Украине сторон они могут продвинуться на переговорах по политическому урегулированию. Но только если поймут, что таковые имеют сколько-нибудь выгодные обеим сторонам перспективы именно с учетом полученных на текущий момент промежуточных результатов боевых действий. В то же время уже предпринятые усилия и уже понесенные потери каждой из сторон, в том числе политические и экономические, сейчас уже настолько велики, что ни одна из них не готова на односторонние уступки.