Войти в почту

Разделенные границей

Протяженность российско-украинской границы по территории Курской области — 245 километров. От сел Гуево и Горналь Суджанского района до украинского Мирополья рукой подать. Исторически здесь сложились дружеские и родственные связи. Да и язык один – смесь русских и украинских слов. Не так давно русские и украинцы навещали друг друга по нескольку раз в неделю. Теперь не видятся годами, скучают, переживают… «Було хорошо, а зараз плохо!» — вздыхает жительница Гуева Вера Безручко. Невесты из Мирополья В Суджанском районе село Гуево – одно из самых больших. Его история связана с князем Петром Долгоруковым. Дом в имении князя вмещал 365 комнат – по числу дней в году. Князь мог себе это позволить, но заботился и о крестьянах. До революции он возглавлял Суджанскую уездную земскую управу, и большое внимание уделял развитию земледелия. Будучи либералом, он считал, что хорошее образование необходимо и крестьянским детям. — Князь Долгорукий построил в Гуево школу. Хотя у нас теперь есть новое здание, дети учатся и в старом, — говорит глава администрации Гуевского сельсовета Сергей Романец. – В нашей средней школе 70 детей. В сельсовет входят села Гуево и Горналь, в них живут около 900 человек. Почти у каждой семьи есть родственники на Украине. Вера Безручко из украинских невест, которых в Гуево немало. В советские времена гуевские «хлопцы», ходили на танцы в Мирополье, бывали в Сумах, знакомились там с гарными украинскими дивчинами. Кто-то создавал семью на Украине, а кто-то возвращался с невестой в Гуево. Так в 1967 году Александр Безручко привез в суджанское село молодую жену Веру из Мирополья. Причем сначала замуж за гуевского парня вышла ее сестра. Навещая ее, Вера встретила и своего жениха. 55 лет Вера и Александр живут вместе, вырастили двух детей. Большую часть жизни Вера Кирилловна провела в Гуево. «И в колхозе робила, и в пекарне», — говорит она. В Мирополье у нее родных не осталось, но Вере Кирилловне хочется навестить могилы родителей. У коренного жителя Гуево Ивана фамилия украинская — Коханый, и жену он себе взял из Сум. — Я в Сумах окончила кооперативный техникум и работала в магазине, — вспоминает Валентина Коханая. – С Иваном повстречались на катке, а через полгода поженились. Свадьбу отмечали на Украине, родителям моим жених очень понравился, они уговаривали нас остаться, но муж сказал, что жену повезет к себе домой. В Гуево свекор и свекровь встретили меня как родную, и все селяне отнеслись ко мне по-доброму. С Иваном мы живем вместе почти 40 лет, у нас трое сыновей, два внука и внучка. В Сумах со своей семьей живет сестра Валентины. «Раньше постоянно то они к нам в гости, то мы к ним, — вспоминает Валентина. – А теперь не виделись давно, только по мессенджеру разговариваем». Разлучил Майдан С Миропольем и Сумами гуевцев связывали не только родственные и дружеские связи. На украинском рынке русские селяне продавали яйца, молоко, а сами покупали промышленные товары. До Мирополья гуевцам были ближе чем до Суджи. Даже если идти пешком, то до украинского села можно было добраться минут за сорок. Ходили через Горналь, который находится в четырех километрах от Гуево. В Горнале был организован мобильный пограничный пост. Для жителей приграничных районов как с российской так и с украинской стороны был установлен упрощенный порядок перехода границы. Селяне показывали сначала русскому а затем украинскому пограничникам паспорта с регистрацией по месту жительства и шли по своим делам. Последствия многомесячной акции протеста в Киеве сразу отразились на жизни приграничных сел с обеих сторон. Жизнь разделились на до и после Майдана. Прописки в паспорте стало недостаточно. Для пересечения государственной границы следовало оформить ряд документов и на Украину следовать через Суджанский пограничный пост, а затем, если надо в Мирополье или Сумы делать круг еще и по украинской территории. Такая близкая Украина стала далекой. Путь «через лужок» от Горналя к Мирополью невозможен. Свободно с украинской стороны летали только аисты, которые каждое лето выводят птенцов на территории знаменитого Горнальского Свято-Николаевского Белогорского монастыря. Майдан и его последствия надолго разлучили Владимира Шахова с семьей. Так получилось, что он живет в Гуево, а жена, дети и внуки на Украине. Владимир не видел их несколько лет. Шахов — инвалид, не слышит и не говорит. Мало ли какие проблемы могли возникнуть у глухонемого, пока он по украинской территории добирался бы до Сум, где живут его близкие… Поможет вера Обстановка на юго-востоке Украины начала обостряться неделю назад. После серии обстрелов Донецкой и Луганской областей Россия приняла беженцев. В основном это женщины с детьми. Люди спасались, успев взять лишь самое необходимое. Полторы тысячи беженцев из Донецкой и Луганской республик приняла Курская область. Гуевцы сочувствуют приезжим. Они не понаслышке знают, что такое война. Маме Владимира Шахова Полине Васильевне 86 лет. Родилась она в Гуево, здесь и прожила всю жизнь. Полина была ребенком, когда село заняли гитлеровцы. Она вспоминает, что фашисты привезли в село русских мужчин — будто бы рабочих с какого-то оборонного завода и закрыли их в той самой «княжеской» школе. Если хоть один сбежит – спалим все село, предупредили захватчики. Через какое-то время рабочих увезли или увели, об их дальнейшей судьбе селяне, зная о жестокости оккупантов и их прихвостней полицаев могли лишь догадываться. Беда пришла и в семью Полины. Девочке было около восьми лет, когда в их хату ворвались фашисты. — Они маму мою хотели повесить, прямо в нашем доме, — со слезами рассказывает Полина Васильевна. – На потолке у нас большой крюк был вбит для лампы, к нему немцы и прикрепили веревку с петлей. Маме удалось убежать, и она несколько дней пряталась у родственников. Почему фашисты хотели с ней расправиться, не знала и сама мама. Вот что такое война… Рассказывая о страшных днях оккупации, Полина Шахова считает, что ее мать от казни спасла вера. Сколько себя помнит Полина Васильевна в их доме особо почитали икону Николая Чудотворца. И сейчас семейная святыня в красном углу. Полина Васильевна украшает ее рушниками, вышитыми собственными руками. Она верит, что русский и украинский народ снова будут тесно общаться, вместе петь красивые украинские и русские песни. А сама она, наконец, обнимет своих украинских правнуков. В Гуево живет участник военных действий в Афганистане Юрий Сухоруков. «Война – это страшно! – коротко говорит он, вспоминая свою юность. В Афганистан Юрий попал по призыву в 1986 году, воевал год и три месяца, потом был тяжело ранен, лежал в госпитале. Домой молодой парень вернулся без ноги. После победы в Великой Отечественной войне в Гуево вернулось около 60 фронтовиков. Среди них участник Курской битвы, награжденный медалью «За боевые заслуги» артиллерист Игнат Суходуб. Игнат родился в селе Новая Сечь Сумской области. Вернувшийся с победой фронтовик увидел, что фашисты полностью разрушили его родное село. В Гуево его приняли как родного. Здесь он нашел свое счастье, женился на доброй и красивой местной девушке, с которой прожил всю жизнь. Умер Игнат Степанович в 2008 году. Провожали его всем селом. Игнат Суходуб был последним местным ветераном Великой Отечественной войны. При жизни он вспоминал, как после боев на Огненной дуге они освобождали Украину. С фашистами сражались люди разных национальностей. Все они были братьями. Братья и сестры Большинство гуевцев участвуют в крестном ходе с чудотворной иконой Пряжеской Божией Матери. Начинается он со службы в Горнальском Свято-Николаевского Белогорского мужском монастыре. Раньше Горнальский крестный ход был международным, и собирал тысячи паломников из Курской, Орловской, Воронежской областей. У границы их ждали жители Сумской области. Жители Мирополья встречали паломников с кувшинами, баклажками и ведрами с водой. Путь от Горналю к Мирополью, пусть и не долгий, но в жаркую погоду утомительный. Паломникам хотелось пить, и миропольцы несли им кто воду, кто домашний квас, а кто березовый сок. Крестный ход следовал к Никольскому храму Мирополья. Где русские, а где украинцвы было невозможно различить, да и никто не думал об этом. Молящиеся просили у Господа одного: мира, добра и здоровья. Перед возвращением в Горналь всех паломников кормили в украинском храме, где повара щедро накладывали в тарелки кашу. А в 2015 году Крестный ход на Украину уже не ходил, но русские и украинские верующие подошли к разделяющему Россию и Украину мостику через Псел. — Мы махали друг другу руками, кричали «Братья, братья!», и многие вытирали слезы, — вспоминает глава сельсовета Сергей Романец. — Расходились мы с горечью в душе. Завуч Гуевской средней школы Тамара Сытник родилась и выросла в Горнале. Детям она преподает основы православной культуры. Тамара не раз участвовала в международных крестных ходах и помнит, как доброжелательно русские и украинские паломники относись друг к другу. Ее семья неразрывно связана с Украиной. — Родственники мои живут в Каховке, Одессе, Харькове, общаемся по интернету, — говорит Тамара Васильевна. – Несмотря на украинских политиков мы ни разу не поссорились. Простому народу это не нужно, у нас общие корни и история. Анна ЖУРАВЛЕВА

Разделенные границей
© Курская правда