Войти в почту

Ходаренок о публикации The Economist: «Никакая грязь не остановит ни современные танки, ни современные автомобили»

Обновлено в 15:58

Ходаренок о публикации The Economist: «Никакая грязь не остановит ни современные танки, ни современные автомобили»
© BFM.RU

Наращивание военной мощи России на границе с Украиной породило новую область исследований — invasionology. Это изучение условий для начала ожидаемого на Западе вторжения Россию на Украину, пишет британский журнал The Economist.

В публикации под заголовком «Остановит ли грязь Украины российские танки?» говорится о нескольких факторах, которые могут отложить «военную операцию», начиная от российско-белорусских учений и заканчивая Олимпийскими играми в Пекине. Но больше всего обсуждается такое препятствие, как погода.

Еще в январе администрация Байдена попросила метеорологов изучить погодные условия в регионе, и теперь СМИ задаются вопросом, нужно ли Путину атаковать до того, как земля на Украине оттает в марте или апреле, что сделает ее непроходимой для танков.

Как отмечает автор, погода, местность и война в Восточной Европе настолько тесно переплелись, что для этого понятия даже есть отдельное русское слово — «распутица». Именно эти условия помешали наполеоновскому вторжению в Россию в 1812 году и наступлению нацистской Германии на Москву в 1941-м.

Современные танки, хоть и более совершенные, не застрахованы от этой проблемы. Таким образом, весенняя оттепель, вероятно, повлияет на «пути маневра» или маршруты, по которым могут двигаться российские бронетанковые подразделения. Но это не обязательно их остановит.

Специалист по наземной войне Джон Хоукс отмечает, что «Восточная Европа — это гора ила и грязи, через которую нужно пройти», и что это ужасно для тяжелых транспортных средств. Но именно поэтому российская броня спроектирована так, чтобы быть легче, быстрее и проще, чем ее западные аналоги, говорит военный эксперт. Например, российский танк Т-90 весит 46 тонн, а немецкий Leopard 2A6 — 62 тонны.

У Бена Барри, бывшего армейского офицера и эксперта Международного института стратегических исследований, другое мнение. Он считает, что воздействие грязи преувеличено: «Я дважды командовал бронетанковыми и механизированными войсками в Боснии, и оттепель не остановила боевые действия. Я не припомню, чтобы грязь когда-либо была препятствием». И если Путин отдаст приказ о наступлении, грязь вряд ли будет помехой.

А вообще, как говорят в России, «танки грязи не боятся», продолжает военный обозреватель «Газеты.ру», полковник запаса Михаил Ходаренок:

Михаил Ходаренок военный обозреватель «Газеты.ру», полковник запаса «Все время это озвучивается в западных СМИ, то грунт замерз, то грунт отмерз, то там высокий уровень подпочвенных вод, то снег, ну чепуха же все это. Людям, наверное, писать там не о чем. А если серьезно, когда планируется какая-то наступательная операция, разрабатывается определенный комплект документов. Один из этих документов — план гидрометеорологического обеспечения, как ни странно, есть и такой, то есть погодные условия учитываются. Тем не менее в первую очередь учитывается не состояние погоды, а оперативно-стратегическая обстановка на этот момент. И никогда погодные условия не останавливают проведение какой-либо наступательной, оборонительной операции, потому что в принципе погода в равной степени влияет на обе сражающиеся стороны. Во время проведения днепровско-карпатской операции весной 1944 года грязь была самая фантастическая, участники той операции говорят, что они, ну, не помнили на своей памяти подобной распутицы, которая была на правобережной Украине, и что, это кого-то остановило? Нет, проводили операцию с тем же размахом, с тем же самым оперативным напряжением и завершили благополучно разгром противника на правобережной Украине. Сейчас никакая грязь не остановит ни современные танки, ни современные автомобили. Решающего значения на проведение операции, боевых действий это не имеет».

Украинский президент Владимир Зеленский настаивает, что российская угроза преувеличена, а постоянное нагнетание Вашингтоном темы «вторжения» — ошибка. Как заметил в эфире Business FM политолог Евгений Минченко, «к войне России с Украиной готовятся все, кроме России и Украины».

В среду 9 февраля в ЕС заявили, что больше не считают Россию угрозой для Украины. Глава европейской дипломатии Жозеп Боррель сказал, что цель России — пересмотр архитектуры безопасности в Европе, а не вторжение.