«Какими душманами были талибы»: как лидеры «Талибана»* воевали против СССР
Афганское движение «Талибан»* (переводится с арабского как «ищущие знаний») не участвовало в войне против Советской армии, так как появилось в 1994 году, спустя пять лет после вывода «ограниченного контингента» из Афганистана. Однако многие лидеры исламистского движения начинали свою политическую и военную карьеру именно в рядах моджахедов, противостоявших советским войскам.
Мулла Омар против «шурави»
Печально известный мулла Мухаммад Омар Ахунд, предоставивший приют в Афганистане международному террористу Усаме бен Ладену, стоял во главе «Талибана» с 1994 по 2015 годы. Именно этот человек выстроил религиозный и политический фундамент «Талибана».
Омар родился в небогатой семье сельского муллы из окрестностей Кандагара. На момент вступления в Афганистан Советской армии молодой пуштун получал исламское образование в Пакистане, но не закончил его. По словам соратников, ему «пришлось отложить в сторону книги и взяться за автомат». В Афганистан мулла Омар вернулся в 1982 году и тут же примкнул к моджахедам.
За какую именно группировку воевал Омар, точно неизвестно. По одной версии, это было военное крыло «Хезб-и-Ислами» (Исламской партии Афганистана). Данная организация возникла после распада в 1979 году прежней «Исламской партии» Гульбеддина Хекматияра. Отколовшуюся часть партии возглавил Юнус Халес. Согласно другим источникам, Омар стал полевым командиром одного из отрядов, сформированных Мухаммедом Наби Мухаммади, главой партии «Движение исламской революции Афганистана».
Высокий и крепко сложенный, душман Омар слыл метким стрелком и, как рассказывали, лично «уничтожил много советских танков». За войну он четыре раза был ранен, причём в одном из боёв лишился правого глаза. По свидетельству муллы Абдула Салама Заифа, это случилось в 1987 году в уезде Панджвай в провинции Кандагар. По другим данным, Омар остался без глаза в 1989 году под Джелалабадом. Он самостоятельно вытащил покалечивший его осколок снаряда.
После ухода русских Омар сделался имамом одной из мечетей. Через несколько лет он возглавил группу из 50 молодых выпускников медресе. Это были пуштуны, получившие религиозное образование в Пакистане, как правило, в лагерях для беженцев. Таких медресе и мактабов в Пакистане было больше полутора тысяч, количество учеников исчислялось десятками тысяч. Неудивительно, что вскоре организация Омара сильно разрослась. Таким образом, рождение «Талибана» – прямое следствие массовой эмиграции афганцев, спровоцированной вторжением СССР.
«Большинство талибов – это учителя и ученики религиозных школ, многие из которых воевали против советских войск», – отмечал профессор Американского университета в Каире Лари Гудзон (цитируется по монографии «Движение Талибан и перспективы Афганистана и Пакистана», авторы Вячеслав Белокреницкий и Руслан Сикоев).
Добавим, что, придя к власти, мулла Омар привлёк к сотрудничеству своих «наставников» – Мухаммади и Халеса. Именно они в 1997 году вели переговоры с другими лидерами моджахедов от лица «Талибана». Большинство талибов старшего поколения, как и Омар, вышли из рядов группировок ДИРА и ИПА, многие в 1980-х годах занимали в этих организациях крупные посты.
Другие лидеры
Как и мулла Омар, его помощник Дадулла Ахунд (убитый в 2007 году) во время Афганской войны стал калекой. В одном из боёв с советской армией будущий полевой командир талибов потерял ногу и с тех пор пользовался протезом.
После смерти муллы Омара в 2015-2016 годах лидером «Талибана» был Ахтар Мансур. В группировку Нади Мохаммади он вступил примерно в 1985 году, его непосредственным начальником на войне был полевой командир Мохаммед Хасан Ахунд. Ахтар Мансур сражался против «шурави» в том же Панджвае и других районах южного Афганистана. В 1987 году он был серьёзно ранен (получив 13 отдельных ранений).
Нынешний лидер «Талибана» Хайбатулла Ахундзада, возглавляющий движение с 2016 года, также участвовал в войне против советских войск, хотя, предположительно, на передовой не бывал. Сообщается об участии в войне и главы политического офиса «Талибана» муллы Абдулы Гани Барадара (хотя в 1989 году ему исполнился лишь 21 год).
Отдельно стоит упомянуть Сираджуддина Хаккани, представителя молодого поколения полевых командиров, возглавляющего радикальное даже по меркам «Талибана» ответвление организации под названием «Сеть Хаккани». Сам Сираджуддин в силу возраста в антисоветской борьбе, скорее всего, не участвовал, но его отец Джалаллуддин Хаккани в 1980-х годах считался одним из влиятельных моджахедов. Воевал он под командованием всё того же Юнуса Халеса. Таким образом, преемственность талибов от ряда пуштунских группировок времён Афганской войны сохраняется по сей день.
* – данная организация запрещена в России, она признана террористической Верховным судом РФ и Советом безопасности ООН.