Конституция в Беларуси регулирует вопросы прав и полномочий человека. Зовут его Александр Лукашенко.

Конституция от Луки
© Русская Планета

Необходимость изменения основного закона напрямую связана с разразившимся в соседней стране политическим кризисом. В августе 2020 года на улицы белорусских городов вышли сотни тысяч граждан, возмущенных очередной «элегантной и безоговорочной победой диктатора».

Безоговорочность его триумфа была подкреплена развязанным в отношении гражданского общества террором: убийством безоружных демонстрантов, массовыми посадками, людоедскими сроками заключения для протестовавших, увольнением с работ всех, кто не вышел на улицы, но на свою беду поставил подпись за альтернативного кандидата.

Репрессивный аппарат отчетливо продемонстрировал каждому — будь ты уборщица на заводе или увешанный премиями главный режиссер ведущего театра, если не согласен с пожизненным правлением диктатора Александра Лукашенко, вариантов у тебя мало. Ты должен сгнить в тюрьме либо, задрав подол, бежать через наглухо закрытую границу в Украину или Прибалтику.

Остался в стране? Извини. Если по какой-то немыслимой, научно-фантастической причине тебя не заметили или не получилось натянуть на срок (что вообще нереально), будь добр — умри от голода у себя в конуре.

«Нужны поправки в Конституцию»

Вкрадчиво, но настойчиво увещевал своего заклятого друга его восточный брат в ходе конструктивных товарищеских встреч в Сочи и Москве. И в словах этих сквозило братское увещевание по поводу того, что Россия, конечно, очень богата. Но не настолько, чтобы прям вечно запугивать введением братских войск истерзанный диктатором белорусский народ. Да и поддерживать репрессии своего народа – дело одно.

А вот помогать соседнему тирану держать в страхе свой народ? Это как-то странно. Уже хотя бы потому, что сосед, получая помощь, весело плюет тебе в знак благодарности в лицо и сажает твоих же, затесавшихся среди белорусов, граждан на сумасшедшие сроки (16 лет россиянину Попову или 11 лет россиянину Дудникову дают далеко не за каждое убийство).

Вариант Конституции должен был позволять:

а) Остаться у власти навсегда в роли последнего друга, брата и партнера в западном направлении

б) Не смущать население (да и все мировое сообщество результатами выборов), не вызывать споров по теме: 3% набрал президент или 133%, как он пытается всем продемонстрировать.

в) Придумать лазейку для новых репрессий (введя ответственность за реабилитацию нацизма, отсутствие патриотизма, вертикального подскока на 3 метра при упоминании подвига народа в войне или сомнение в том, что брак — союз мужчины и женщины, а не 2-х однополых трактористов)

г) Продемонстрировать, может ли белорусская Конституция быть «рабочей» и «универсальной» (то есть, стать хорошим подстрочником для дальнейшей трансформации основного закона в стане восточного брата, который тоже хочет править вечно, ни за что не отвечать и никуда за это не сесть).

д) Намекнуть на возможность дальнейшей интеграции (впрочем, надеяться на реальные шаги в этом направлении, зная Александра Григорьевича более 20-ти лет, совсем уж наивно. Интеграция с колокольни главного и единственного белорусского политика давно превратилась в способ выпрашивания траншей российских кредитов под угрозой «уйти на Запад».

А главное, проект новой белорусской конституции, которую все равно мало кто будет читать, должен быть очередным плебисцитом доверия Александру Лукашенко. За что ни проголосуй, если ты пришел и поставил галочку, ты выразил свой вотум доверия Президенту и его инициативам.

Что поменялось (только важное)?

Во-первых, в проекте новой белорусской Конституции уже изъято упоминание о нейтралитете и безъядерном статусе Республики Беларусь. От ядерного оружия эта страна отказалась еще в 90-е в обмен на гарантии своей безопасности. И тот факт, что теперь нейтралитет и безъядерный статус «ускользнули» из проекта, говорит о том, что восточному брату Александра Григорьевича стало остро не хватать шаманских танцев с бубном по поводу грядущего интеграционного объединения народов.

В Беларуси, при необходимости, поставят наши ракеты, о которых так любит напоминать глава российского государства, и Запад вздрогнет от мысли, что русское ядерное оружие подобралось еще ближе к его границам (при этом, Беларусь новой Конституцией гарантирует отсутствие агрессии со своей территории). С таким же успехом и степенью безопасности можно гарантировать ненаступление конца света.

Во-вторых, над всеми остальными органами белорусской державы воспаряет Всебелорусское народное собрание. Его решения имеют большую силу, чем сила закона. В компетенции этого органа, в том числе, запуск процедуры…. импичмента президента.

Из кого ВНС состоит?

Ранее Всебелорусское народное собрание существовало, но было своего рода съездом политически благонадежных делегатов со всех городов и весей. На проводившихся раз в пять лет сборищах могли удостоиться места осчастливленные комбайнеры, доярки, рабочие с МАЗа и МТЗ. Теперь его будут собирать ежегодно.

Никто не говорит, что сейчас Всебелорусское народное собрание пополнится экспертами-политологами, юристами, экономистами. И вообще. Играет ли роль, кто там будет восседать, если для всех теперь очевидно: Лукашенко будет возглавлять это собрание, которое, если вчитаться в проект предложенной Конституции, получает полномочия, дающие возможность сместить всех, в том числе, главу государства, роль которого будет чуть более номинальной.

Никто не говорит, что Лукашенко освободит занимаемый пост президента сразу после вступления новой редакции Конституции в силу. За такие кощунственные инсинуации в Беларуси раздают сроки, расценивая, как попытку государственного переворота.

Статья 81 новой редакции Конституции позволяет одному лицу (которое отныне не должно быть моложе 40 лет, хотя когда-то, в 1994-м, возрастной ценз был снижен до 35-ти лет «специально под Лукашенко») быть на посту президента более двух сроков по 5 лет.

Но (!) эти новые два срока после вступления в силу новой редакции белорусской Конституции, конечно же, станут очередными для действующего президента.

Возглавлять ВНС Лукашенко будет тогда, когда его возраст пробьет 80-летнюю отметку. Кто же будет главой ВНС все это время, все новые 10 лет, вплоть до 2035 года (ведь до 2025 Лукашенко — «законный президент»)?

Тоже мне «секрет». Новая Конституция никак не запрещает Александру Григорьевичу побывать в роли и президента, и главы Всебелорусского народного собрания. Скорей всего, до 2025 года (когда в Беларуси должны состояться новые выборы) Лукашенко будет получать «две зарплаты», занимая два поста.

Кто станет следующим президентом Беларуси? Владимир Макей? Олег Гайдукевич? Геннадий Давыдько? Среди верноподданнически настроенной опричнины, готовой одобрить любой террор действующей власти, есть кого выбрать.

Согласно новой Конституции, белорусский президент не может быть привлечен к ответственности (ни к какой) за действия (любые), которые он совершил, пребывая на своем посту.

Желание Александра Григорьевича обеспечить себе этот тыл вполне понятно. Кровь, как говорится, вопиет от Земли. И этой крови за почти 30 лет правления было очень много. Покойтесь с миром, бывший министр внутренних дел Юрий Захаренко, глава Центризбиркома Виктор Гончар, бизнесмен Анатолий Красовский. Порога расстрельной камеры за вашу физическую ликвидацию в 1999-м никто не переступит не только в силу возраста (в Беларуси расстреливают до 60-ти лет), но и ввиду положений новой Конституции.

Всебелорусский народный сход является механизмом сдерживания, который не издает законы, не назначает напрямую чиновников правительства, не дублирует роль Палаты Представителей или Совета Республики, не отбирает полномочий Президента (хотя именно ВНС будет диктовать ему, что надо делать и как поступать).

Это аппарат сдерживания и механизм контроля, который Александр Григорьевич разработал под занавес политической карьеры (в одной из последних десятилетий работы именно в должности президента, так сказать).

Разработал, чтобы прикрыть свои тылы на случай, если сменщику захочется ярко войти в историю на правах человека, который посадил Лукашенко, очистив новейшую историю и открыв страну для цивилизованного мира.

В Беларуси была грустная шутка, что президент Лукашенко «выше Бога». Похоже, проект Конституции, как минимум, позволит ему прыгнуть выше головы и нависнуть над следующим президентом на правах Отца Нации.

А что там с правами простых белорусов?

Вчитаемся в строки новой белорусской Конституции:

«проявление патриотизма, сохранение исторической памяти о героическом прошлом белорусского народа являются долгом каждого гражданина Республики Беларусь».

Или

«Государство обеспечивает сохранение исторической правды и памяти о героическом подвиге белорусского народа в годы Великой Отечественной войны»

Надо ли говорить о том, что тот, кто в недостаточной степени проявит патриотизм (к примеру, встанет спустя 3 секунды после того, как услышит гимн) или затронет героический подвиг, сможет получить турпутевку в места лишения свободы на неопределенный срок?

Это и так понятно.