Drang nach Osten 2.0: Немцам надоело жить с коллективным чувством вины
В Германии 26 сентября состоялись очередные выборы. В парламент попали социал-демократы (СДП), консервативные христианские демократы (блок ХДСХСС), "зеленые", либералы (свободные демократы или СвДП), ультраправые из Альтернативы для Германии (АдГ) и Левые (потомки сталинистской компартии).
Выборы закончились неудачей для правившего в течение последних 16 лет (в рамках коалиционных правительств) консерваторов - они получили 24,1%, уступил социал-демократам (25,7%) во главе с бывшим министром финансов в правительстве Ангелы Меркель Олафом Шольцем. Именно его многие видят как преемника Меркель на посту канцлера.
Пока неясно, кто сформирует новое правительство, но вряд ли это будут консерваторы. Одна из партий консервативной коалиции, ХСС (Христианско-социальный союз), исключила возможность того, что правоцентристский блок ХДСХСС может сформировать коалицию, заняв второе место на выборах. Самой важной новостью стало то, что СвДП (11,5%) и Зеленые (14,8%) согласились начать переговоры друг с другом, прежде чем соглашаться на переговоры с одной из крупных партий.
Эти две центристские партии не согласны друг с другом по ряду вопросов, но, если они смогут выработать совместную позицию, включая соглашение о распределении министерских портфелей, они смогут выступить в роли кингмейкеров. Наиболее вероятной выглядит правящая коалиция этих партий и социал-демократов. Тогда Шольц стал бы канцлером во главе «светофорной» коалиции (название происходит от цветов партий - красного, желтого и зеленого).
Впрочем, в последние дни в Германии происходит новый виток крупного финансового скандала Cum-ex (мошенническая схема, раскрытая в 2017 году, позволяла участникам рынка незаконно возмещать налоги на дивиденды, – «СП»), затрагивающий лично Шольца и это может лишить его надежды на канцлерство. И все же, политическое будущее Германии кажется определенным. Силы, которым предстоит сформировать правительство, не заинтересованы в крутых переменах.
Зеленые стоят за более быстрый переход к возобновляемым источникам энергии, и данная партия наиболее критически настроена по отношению к России (такая комбинация не случайна: зеленых меньше интересуют закупки российских энергоносителей). Однако их действия будут сдерживаться другими партиями и силами. Лоббисты германского бизнеса, связанного с могучей экспортно-ориентированной промышленностью, имеют такое влияние, что их мнение - решающее во многих вопросах. Крупный бизнес заинтересован в проекте Северный поток-2, который обеспечивает Германию дешевым газом и превращает ее в крупнейший хаб, распределяющий газ для Евросоюза. Но в стратегической перспективе перемены возможны.
Очень своеобразная государственная идея выделяет Германию. Для великих держав, даже когда они признают свои преступления, характерно возвеличивание своего прошлого. Немецкое государство, напротив, стремится развить у немцев чувство вины. Возможно, это указывает на внешнюю зависимость. Американский политолог Стивен Коткин отмечает, что сдерживание амбиций Германии является одной из главных задач политики США. Расширение НАТО на Восток (в 1999 году в него вошли Венгрия, Польша и Чехия) призвано было не только бросить вызов России (в то время союзника США), но и ограничить Германию, растворив ее политическое влияние во все возрастающем количестве стран - членов НАТО. Ибо США в 20-м столетии сталкивались на полях сражений с Германией в двух мировых войнах и хотели бы предотвратить независимую германскую внешнюю политику в будущем.
Роль Германии в мировой политике не соответствует ее гигантской экономической и научно-промышленной мощи. Страна принимала участие в войне в Югославии в 1999 г, но в целом она очень зависима от США. Джованни Арриги, итальянский социальный исследователь, указывал, что согласие верхушки государства на зависимость от другой страны обусловлено тем, что правящие классы извлекают больше выгод из зависимого положения, чем если бы они действовали автономно.
Правящие круги ФРГ, т.е., бизнес и руководство партий, заинтересованы в том, чтобы нести меньшие расходы и риски в обмен на подчинение американцам во внешней политике. У Германии нет необходимости посылать военных в горячие точки, нести там потери, обеспечивая безопасность глобальных производственных цепочек и торговых путей, потому что США берут на себя эту миссию. Экспортно-ориентированная немецкая экономика может посвятить себя производству высококачественных автомобилей и станков, и сохранять некоторые социальные гарантии для граждан, стабилизируя потребление внутри страны и предотвращая протесты и забастовки.
В то же время коллективное чувство вины немцев позволяет элитам прочно контролировать ситуацию внутри государства. Даже поколения, родившиеся после Второй мировой войны, должны помнить, что они несут ответственность за события прошлого. Эта идеология служит секулярным продолжением религиозного принципа, согласно которому человек должен винить в своих проблемах не столько внешние факторы (например, политику лиц, управляющих государством, промышленностью, банкам), сколько самого себя, постоянно осознавать свою греховность. Великим грешникам не пристало бунтовать. И конечно, простые немцы не должны оспаривать зависимость ФРГ от США. Национальная гордость объявляется опасной и должна сдерживаться.
Сегодня германские промышленные экспортеры и банки заинтересованы в сохранении данной политики, но вот вопрос - надолго ли?
Дональд Трамп многое изменил. Он считал, что США несут чрезмерные расходы на безопасность Европы. Реализуя лозунг «Америка превыше всего!», он требовал роста расходов союзников на содержание НАТО, принял решение о выводе трети войск США из Германии. Он проводил политику протекционизма, что представляло угрозу для экспортно-ориентированной экономики ФРГ: Соединенные Штаты являются ведущим экспортным рынком Германии за пределами ЕС. Трамп наложил санкции на стратегический проект, выгодный немцам - Северный поток-2. Словом, поставил в сложное положение Германию, увидевшую, что Америка, возможно, больше не будет защищать ее интересы.
Администрация Джо Байдена намерена работать над восстановлением прежних доброжелательных отношений с Германией, сложившихся после Второй мировой войны. Она пошла навстречу пожеланиям ФРГ сохранить Северный поток-2, отменив санкции, направленные против него.
Но не все гладко в отношениях союзников. США переносят сегодня свои интересы в индо-тихоокеанский регион, где они противостоят новой сверхдержаве, КНР. Там они создают новые военно-политические блоки. Их ближайшими партнерами становятся Великобритания, Япония, Индия, Австралия. Их теперь меньше волнует судьба Европы. США даже не поставили в известность большинство своих партнеров по НАТО о создании совместного с Великобританией и Австралией анти-китайского военного блока - Aukus.Чем меньше американцы будут проявлять интерес к Европе, тем больше будет потребность Германии в независимой политике. Кроме того, США хотели бы ограничить торговлю Евросоюза с КНР. Это не в интересах ФРГ, чей огромный экспорт зависит от китайского рынка. Расхождение между интересами США и Германии может со временем привести к неожиданным результатам.
Несоответствие между сильной немецкой экономикой и ее слабой военно-политической надстройкой, а так же ослабление внимания США к германским интересам, могут заставить Германию увеличить военные расходы и политические амбиции, защищая свои международные интересы и рынки. Это привело бы и к разрушению идеологии немецкой вины. Великие нации не поощряют разговоры о преступлениях прошлого. Их верхушка компенсирует недовольство социальных низов с помощью растущего восхищения имперским могуществом и успешными военными операциями.
Если Германия когда-нибудь освободится от американской опеки, например, благодаря прогрессирующему ослаблению США, или если интересы Америки будут сосредоточены в другом регионе, изменится многое в немецкой политике.
Российскому руководству это принесет не только выгоды, но и риски. Дважды в 20-м столетии Германия бросала вызов не только США, но и России.