Турция будет обсуждать присутствие своих солдат в Кабуле с новыми сластями Афганистана

По словам министра иностранных дел, Турция решит, признавать ли Талибан, после того, как сформируется афганское правительство.

Турция будет обсуждать присутствие своих солдат в Кабуле с новыми сластями Афганистана
© Kadara.ru

Интервью Чавушоглу изданию Nikkei Asia.Отрывки:

Турция признает правительство талибов, на двусторонней основе при определенных условиях?

В данный момент неуместно предрешать. Но, похоже, они начали предварительные переговоры с [главным афганским переговорщиком] Абдуллой Абдуллой, бывшим президентом Карзаем. Надеюсь, они достигнут взаимопонимания, произойдет мирный переход. Тогда мы увидим процесс. Сейчас еще слишком рано что-то говорить. Сейчас наш приоритет — эвакуация наших граждан, которые хотят уехать. Но некоторые хотят остаться, мы должны их поддержать. Между тем, хорошо, что они начали эти переговоры. Роль Катара имеет решающее значение. Катар способствует этому.

Новостные агентства сообщили, что план Турции по защите и эксплуатации кабульского аэропорта не обсуждается. Это правда?

Нет, то, что Турция решила не оставаться, не соответствует действительности. Мы еще не приняли никакого решения. Возникла новая ситуация, мы должны подождать, пока сформируется правительство. Тогда мы поговорим с ними.

Талибы заявили, что не хотят принимать у себя никаких иностранных войск. Так что же насчет турецких войск в Кабуле?

Турецкие войска в аэропорту являются небоевыми войсками. Турция никогда не посылала боевые войска в Афганистан, и это хорошо известно. Сейчас роль этих войск в аэропорту очень важна для всех. Для афганцев, для третьих стран. Для международных организаций и для наших граждан. Это то, что мы делаем прямо сейчас, как я уже сказал, после того, как они сформируют правительство, тогда мы сможем обсудить этот вопрос между нами. Предыдущее правительство при президенте Гани направило нам приглашение, но там де-факто сложилась новая ситуация. Мы могли бы пересмотреть свое решение в будущем, но пока еще слишком рано говорить об этом.

На данном этапе Турция не планирует вывод войск?

На данный момент присутствие необходимо для эвакуации и безопасности аэропорта. И вы знаете, что у гражданского терминала много мирных жителей, вы видели видео и фотографии. Мы были опечалены этими фотографиями, и США также увеличили численность военнослужащих, поскольку Байден сказал, что они отправляют в аэропорт 6000 военнослужащих и военную полицию. Сейчас очень важна роль наших войск.

Турция — единственный член НАТО с мусульманским большинством. Как Турция может выступать посредником в международном сообществе и в западном мире?

У нас нет амбиций в отношении посредничества. Но как международное сообщество, мы должны сначала скоординировать наши послания, и мы должны действовать вместе как международное сообщество, как мусульманский, так и немусульманский мир. Так что Турция, конечно, будет играть здесь ключевую роль, но у Турции нет планов быть посредником между этой страной, Талибаном или другими. Как международное сообщество мы должны действовать сообща. Нам звонят из многих стран. Мы также делились с ними тем, что мы должны согласовывать свое мнение.

Еще одно соглашение, такое как сделка 2016 года с ЕС по беженцам, возможно, с условиями?

Мы уже просили ЕС пересмотреть это совместное заявление от 2016 года. Похоже, что ещё больше людей покинут свои страны по разным причинам. Очевидно, из Афганистана и других. После коронавируса многие страны стали уязвимыми. Эти люди попытаются чего-то достичь. Афганцы и другие люди пытаются добраться до западных направлений, и Турция является для них транзитной страной. В Иране тоже есть афганцы, но также отовсюду и из Африки. Так что эта проблема будет продолжаться. Потоки нелегальных мигрантов продолжатся. Это общая проблема, над которой нам нужно работать вместе. К сожалению, ЕС все еще не смог выполнить все свои обязательства по этому совместному заявлению. Поэтому они должны выполнять свои обязательства. Просто попросить Турцию сделать что-то — не решит проблему. Турция не может принять новую волну беженцев.