Большинство белорусов позитивно относятся к России и против вступления в НАТО – американский эксперт

Во время поездки в США Светлане Тихановской все-таки удалось увидеться с президентом Джо Байденом. Правда, встреча оказалась мимолетной и продлилась всего десять минут. Накануне Тихановская призналась американским журналистам: переговоры с чиновниками в Вашингтоне не оставили в ней уверенности в том, что США придут оппозиции на помощь каким-либо значимым образом. Что стоит за встречей с Байденом, и какие шаги дальше предпримет Вашингтон в отношении Беларуси, в интервью «Евразия.Эксперт» проанализировал профессор в области международных отношений Колледжа Гамильтона (США) Алан Кафруни.

Большинство белорусов позитивно относятся к России и против вступления в НАТО – американский эксперт
© Евразия Эксперт

– Президент США Джо Байден встретился с белорусским оппозиционным политиком Светланой Тихановской. Белый дом официально не раскрыл, о чем они говорили. Почему он встретился с Тихановской всего на 10 минут и для одного фото?

– После встречи с официальными лицами США в Вашингтоне и представителями белорусской диаспоры в Нью-Йорке на прошлой неделе Светлана Тихановская вернулась в Вашингтон 28 июля и получила короткую встречу с президентом Байденом, который, как сообщается, «заглянул» на ее переговоры с советником по национальной безопасности Джейком Салливаном. Официальные лица США выразили решительную поддержку белорусской оппозиции и намекнули, что могут последовать дополнительные санкции.

Несмотря на теплую риторику, демонстрируемую Вашингтоном, реальная поддержка Тихановской и белорусской оппозиции со стороны США будет ограниченной. Безусловно, в Вашингтоне, а также в Киеве, Вильнюсе и других местах есть желание сменить режим. Однако недавние опросы, проведенные Chatham House, ясно показывают, что, хотя авторитет Лукашенко снизился, Тихановская пользуется лишь ограниченной популярностью.

Более того, большинство белорусов сохраняют положительное отношение к России, предпочитают оставаться в ОДКБ и настроены против вступления в НАТО. Что касается военного вмешательства НАТО, то Беларусь, граница которой находится всего в 300 милях от Москвы, явно представляет собой «красную линию» для Москвы, а не такую, которую Соединенные Штаты и НАТО могли бы пересечь.

Характер встречи Байдена с Тихановской – неофициальной, всего на 10 минут и без предварительной огласки – указывает на пределы поддержки Соединенными Штатами белорусской оппозиции и желание не провоцировать Москву на фоне продолжающихся переговоров о стратегической стабильности в Женеве и американо-российских переговоров по поводу баз США в Центральной Азии.

– США планируют и дальше использовать инструменты экономического давления против Александра Лукашенко и Беларуси. На Ваш взгляд, на какие крайние меры Вашингтон может пойти в белорусском вопросе?

– Санкции США и ЕС направлены против физических лиц, а также против государственных финансовых ресурсов Беларуси. Однако последствия финансовых санкций были скромными. Поскольку ограничения не были направлены против Банка развития Беларуси, иностранные инвесторы продолжали кредитовать его деньгами и покупать белорусские облигации. Россия также оказала мощную финансовую поддержку, включая кредитную линию в размере $1 млрд, тем самым увеличив зависимость Минска от России.

До сих пор 80% белорусского экспорта калийных удобрений не попало под санкции, и экспорт сырой нефти также был освобожден от них. Говорят, что администрация Байдена рассматривает возможность введения санкций в отношении этих секторов. Однако более широкие меры вряд ли будут способствовать демократическим реформам и еще больше сблизят Беларусь с Россией.

– Консультации представителей России и США по стратегической стабильности состоялись 28 июля. Каковы их перспективы?

– Договор СНВ, который был продлен ранее в этом году, охватывает только ядерное оружие большой дальности и истекает в 2026 г. На саммите в Женеве Байден и Путин признали настоятельную необходимость новых соглашений по целому ряду новых категорий вооружений, охватывающих последние технологии, включая космическое оружие, искусственный интеллект и гиперзвуковое оружие.

С 2002 г. американские ПРО представляют собой главное препятствие на переговорах по контролю над вооружениями и ключевой фактор в разработке Россией новых экзотических видов оружия и развитии нестратегических ядерных сил. Москва отвергает переговоры, которые не касаются ПРО, а Соединенные Штаты отказываются уступать позиции по этому вопросу. Поэтому прорыв маловероятен, но вполне возможно, что обсуждение мер укрепления доверия может продолжиться.

– Сотрудничество России и США соответствует интересам их граждан, заявил RT российский посол в Вашингтоне Анатолий Антонов. Он отметил, что Россия стала восприниматься в США как «враг или соперник» около 10 лет назад, но «уж точно не тогда, когда начался украинский кризис». Как американское общество настроено к России сегодня, хочет ли оно нормализации отношений?

– С 1917 г. американское общество было пропитано антироссийской пропагандой. Лихорадочный антикоммунизм слился с антироссийскими настроениями после Октябрьской революции. Пропагандистские усилия были приостановлены во время Второй мировой войны, но затем возобновились с еще большей силой во время холодной войны.

В середине 1990‑х гг. новая волна пропаганды начала набирать обороты, ее подхлестнуло решение расширить НАТО на Восточную Европу и Грузию. А в последнее время «российское вмешательство» играло центральную роль во внутренней политике США как способ объяснить поражение Хиллари Клинтон на президентских выборах 2016 г. и поддержать сильную антироссийскую позицию.

Интенсивность антироссийских настроений среди академической и внешнеполитической элиты США, а также военно-промышленного комплекса (впрочем, заметно снижающаяся в более широком обществе), наиболее ярко и позорно иллюстрируется заявлением бывшего директора национальной разведки Джеймса Клэппера в 2017 г. о том, что русские «как правило, почти генетически предрасположены склонять к сотрудничеству, проникать, завоевывать благосклонность».

Вслед за целенаправленно ограниченными финансовыми санкциями в отношении России, принятыми в апреле 2021 г., согласием на газопровод «Северный поток-2» и отказом от эскалации напряженности в отношениях с Москвой, которая, как представляется, была инициирована Киевом, саммит Путина и Байдена в Женеве стал отступлением со стороны Соединенных Штатов. Администрация Байдена хочет стабилизировать ситуацию в Европе, поскольку сосредоточивает свое внимание на Китае. Тем не менее, такое снижение напряженности не закончится «разрядкой».

В июне и июле Соединенные Штаты и союзники по НАТО провели два комплекса военных учений в Черном море. В Коммюнике по итогам саммита НАТО в июне было заявлено, что «до тех пор, пока Россия не продемонстрирует соблюдение международного права и своих международных обязательств и обязанностей, возврата к нормальному сотрудничеству быть не может».

– США завершают вывод своих войск из Афганистана и находятся в поисках площадки для военной базы в Центральной Азии. Вернутся ли американские военные в страны Центральной Азии, например, в Таджикистан или Кыргызстан?

– Быстрый вывод американских войск из Афганистана, несомненно, изменит баланс сил в Центральной Азии и политэкономию региона. Хотя Талибан (запрещенная в РФ организация) начал мощное военное наступление, вполне возможно, что Афганистан вновь вступит в гражданскую войну.

Первоначально Россия выступала против дальнейшего участия США в регионе. Однако, очевидно, реагируя на все более хаотичную ситуацию в Афганистане и вдоль таджикской границы и стремясь помешать Соединенным Штатам создать свои собственные базы, Москва предложила Вашингтону «совместную координацию» с возможностью использования военных баз в Кыргызстане и Таджикистане для «практических целей», таких как обмен разведданными, но без военной деятельности.

Таким образом, развал Афганистана может побудить страны региона тесно сотрудничать и даже мириться с продолжающимся, хотя и тщательно ограниченным, американским присутствием наряду с более активной ролью Индии и Китая.

– В Пентагоне считают возможным диалог США и РФ по безопасности в Арктике, сообщила помощник замминистра ВВС США по международным делам Келли Сиболт. Насколько серьезно США настроены на такой диалог?

– Это, безусловно, так, и, по-видимому, обсуждалось на саммите Байдена и Путина в Женеве. Это особенно актуально в связи с тем, что Россия все больше беспокоится об изменении климата. Я думаю, что администрация Байдена серьезно относится к климату, и это действительно создает основу для диалога.