Историки раскрыли новые факты геноцида в Прибалтике и Беларуси
29 июля историки из России и Беларуси представили совместный проект «Без срока давности. Беларусь». Весной республика начала масштабное расследование нацистских преступлений на своей территории в годы Великой Отечественной войны, выявив новые доказательства зверств гитлеровцев и их приспешников. Участники презентации объяснили, почему сегодня важно дать правовую оценку геноциду советского народа в годы оккупации СССР в Великой Отечественной войне, а также почему руководство некоторых европейских государств продолжает скрывать факты о деятельности карательных батальонов. Подробнее о проекте «Без срока давности. Беларусь» и о том, как работа историков помогает правоохранителям привлечь виновных к ответственности, читайте в репортаже «Евразия.Эксперт».
«Без срока давности»
Проект «Без срока давности» появился как итог масштабной поисковой и исследовательской работы историков и волонтеров из России и Беларуси. При поддержке руководства стран в рамках проекта было опубликовано 23 сборника и выпущена серия книг о преступлениях нацистов в период оккупации в годы Великой Отечественной войны. В написании этих трудов приняли участие 370 сотрудников из 50 архивов, а также 30 спецучреждений.
На основании российского опыта историками двух стран был подготовлен и проект «Без срока давности. Беларусь», который эксперты представили на конференции «Память о геноциде» в Международном мультимедийном пресс-центре «Россия сегодня». Историки презентовали первые две книги – о нацистских преступлениях в Витебской и Гродненской областях. Схожие сборники с архивными материалами по Брестской, Гомельской, Минской и Могилевской областям будут опубликованы до конца 2021 г.
Каждая книга состоит из двух разделов: первый – нацистская политика геноцида и выжженной земли, второй – расследование преступлений нацистских оккупантов и правовая оценка. По словам члена Общественной палаты России, ответственного секретаря «Поискового движения России» Елены Цунаевой, ученые проанализировали более 7 тыс. документов, из которых более 5 тыс. вошли в состав книг. Были изучены советские и немецкие документы: акты партизанских формирований, отчеты, справки, телеграммы и докладные записки, а также бумаги оккупационной полиции, свидетельства периода карательных операций, отчеты и дневники немецких воинских формирований.
Кроме того, в каждом сборнике составлены 4 списка: перечень мест принудительного содержания населения; перечень мест массового уничтожения еврейского населения; перечень наиболее крупных немецких карательных операций; перечень уничтоженных нацистами населенных пунктов. Работа с архивными данными позволила уточнить число уничтоженных в Беларуси поселений: в Витебской области были сожжены 3 541 деревень, в Гомельской – 1454, в Могилевской – 1655.
«Сделан очень серьезный прорыв. На основе этой работы мы можем говорить, что дан импульс для новых исследований», – заявила Цунаева.
Оценку руководителя «Поискового движения России» подтвердил заведующий отделом публикаций Национального архива Беларуси Святослав Кулинок. Он отметил, что историки вышли на новые перспективные темы: малоисследованные нацистские преступления 1941 г., а также попытки уничтожения нацистами следов своей деятельности.
О помощи историков в юридической оценке преступлений нацистов
Еще весной 2021 г. в Генпрокуратуре Беларуси заявили, что Минску известно о еще живых нацистских преступниках, а летом сообщили о том, что направили запрос в Латвию, Великобританию, Австралию и Канаду с просьбой допросить проживающих там карателей. В ведомстве намерены предоставить в международный трибунал доказательства преступлений для запуска процедуры официального признания геноцида белорусов в годы Второй мировой. Однако власти Литвы, например, не отреагировали на запросы Минска, заявив о политизации истории белорусским руководством.
Историки отмечают, что материалы «Без срока давности. Беларусь» помогут правоохранительным органам Беларуси и России. Так, по словам директора белорусского Национального архива Андрея Демьянюка, книги уже переданы в Генпрокуратуру республики и используются в качестве доказательной базы в ходе расследования. Он заверил, что объявленное в этом году расследование и соответствующие международные запросы не связаны с политическими событиями в Беларуси. Это решение было принято ответственными структурами два года назад, после чего велась кропотливая подготовительная работа.
Историки отмечают, что на территории Беларуси существует огромное количество мест захоронения граждан, которые в советское время не были никак обозначены и фактически оказались забыты. По словам директора фонда «Историческая память», члена наблюдательного совета Ассоциации историков Союзного государства Александра Дюкова, сегодня по этим захоронениям ведутся уголовные дела, в рамках которых допрошены 1 тыс. свидетелей нацистских преступлений.
Это не только хорошая фактологическая база для юридического разбирательства, но и бесценный исторический архив воспоминаний очевидцев, которые в силу возраста уже уходят из жизни.
При этом обнаруженные факты позволяют говорить о геноциде советского народа в том числе и с юридической стороны. В рамках этого дела допрос живущих на Западе 400 латышских легионеров СС выглядит правомерно: хотя не все они могут быть причастны к преступлениям, они однозначно обладают информацией о них. «В случае со странами Прибалтики трудно надеяться, что даже в рамках международно-правового сотрудничества будут проводиться какие-то допросы этих людей. При этом в других странах они возможны», – подчеркнул глава Фонда «Историческая память»,
О сокрытии нацистских преступлений
Россия ежегодно инициирует голосование в Генассамблее ООН по резолюции «Борьба с героизацией нацизма, неонацизмом и другими видами практики, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости». В 2020 г. документ был принят международным сообществом 130 голосами. При этом две страны – США и Украина – проголосовали против, 51 страна – воздержалась. Примечательно, что на регулярной основе в голосовании не участвуют почти все европейские страны, в том числе Германия, Италия, Польша и государства Прибалтики. Более того, в сентябре 2019 г. Европарламент принял резолюцию «О важности европейской исторической памяти для будущего Европы», которой фактически уравнял ответственность Советского Союза и нацистской Германии в развязывании Второй мировой войны. Позже схожие документы приняли парламенты Польши, Литвы, Латвии и Эстонии. Напомним, что в России с 1 июля 2021 г. на законодательном уровне запрещено приравнивание СССР к нацистской Германии.
«Мы видим, как на политическом уровне в странах Европы последовательно пытаются уравнять советский и нацистский режимы и через это девальвировать преступления нацистов», – подчеркнул Дюков. Таким образом, именно политизация в Европе делает необходимым более глубокое изучение всех фактов нацистских преступлений.
Директор фонда «Историческая память» напомнил, что власти Латвии замешаны и в прямом укрывательстве информации о преступлениях нацистов. Еще в 2000-х Ригой у голландского коллекционера был выкуплен уникальный архив документов об одной из латышских дивизий СС. «Доступ к этим документам в современной Латвии фактически закрыт, даже латвийские историки не могут получить доступ к этим документам», – отметил он. По словам эксперта, несмотря на многократные заявления властей республики о том, что все сведения будут открыты, к бумагам были допущены только избранные «специалисты». «Причины понятны: нацистские преступники последовательно героизируются в странах Прибалтики. Например, в Латвии до сих пор действует декларация Сейма, которая обязывает местные госорганы защищать так называемую «честь» латышских легионеров СС», – подчеркнул Дюков.
Историк также отметил, что в причастности к зверствам подозревается и бывший президента Литвы Валдас Адамкус, который был в составе штаба коллаборационистского формирования «Армия обороны Отечества» в качестве личного порученца «Минского мясника» Антанаса Импулявичюса. С просьбой о его допросе Генпрокуратура Беларуси обратилась 11 июля к правоохранителям Литвы. Сам Адамкус это отвергает. «Служил он уже после того, как второй батальон совершил множество преступлений на территории Беларуси и не факт, что господин Адамкус причастен к совершению преступлений», – пояснил Дюков в ответ на вопрос корреспондента «Евразия.Эксперт». При этом он добавил, что бывший лидер Литвы «без всякого сомнения, знает людей, которые эти преступления совершали», поэтому его допрос обоснован.
О перспективах международного признания геноцида
Согласно международному праву, понятие «геноцид» означает не только уничтожение отдельных категорий людей по какому-либо признаку, но и еще создание условий, которые рассчитаны на полное или частичное физическое уничтожение группы людей. Холокост – яркий пример физического уничтожения, тогда как оккупационная политика нацистов – пример создания невыносимых для местного населения условий. «Если прожиточный ежедневный минимум килокалорий, который предоставлялся по карточкам, был в разы ниже необходимого для жизни, то что это, как не геноцид?» – отметил глава Национально архива Беларуси.
При этом, несмотря на то, что понятие «геноцид» было введено в оборот еще в 1947 г., до сих пор этот статус не признан за массовым истреблением советского народа. Даже в России процедура признания геноцида началась недавно. Так, Новгородский областной суд в октябре 2020 г. первым в стране закрепил этот статус за расстрелом советских граждан в годы оккупации. Этому примеру сейчас следуют Псковская и Ростовская области. По словам Елены Цунаевой, совместные усилия юристов и исследователей в конечном итоге приведут к накоплению достаточного количества фактов для обращения в международный суд. «Мы серьезно подходим к этому вопросу, поскольку не хотим, чтобы усилия, сделанные в регионе, девальвировались в суде», – отметила глава «Поискового движения России». Напомним, еще в апреле в Следственном комитете России заявили о кооперации Москвы и Минска по международному признанию геноцида.
Эксперты также отметили, что у историков нет сомнений в существовании политики геноцида против советского нарда, но требуется правовая квалификация, в частности, доказательств его спланированности. «Например, голод был запланирован еще до нападения на СССР: сохранились документы совещания немецких статс-секретарей в мае 1941 г., – отметил Дюков. – С правовой точки зрения, я уверен, подобные аргументы выдержат любую судебную проверку».
Эксперты не обошли стороной и ответственность за геноцид местных националистов на Украине и Прибалтике. Так, вместе с войсками на территорию СССР вошли и немецкие айнзацгруппы – карательные подразделения, которые уничтожали нелояльное и опасное для оккупационных властей население.
Историки отмечают, что по своему составу, численности и методам работы эти группы были совершенно одинаковы, но при сравнении результатов их работы выделяются украинские и прибалтийские подразделения, которые уничтожили в разы больше населения, чем аналогичные подразделения на оккупированных территориях Беларуси и России.
«Почему это произошло? Очень просто – больше убитых там, где у айнзацгрупп были местные националисты, которых они использовали для карательных операций», – отметил Дюков. Нацистские пособники были важнейшим элементом политики геноцида, без которого нацистам не удалось бы уничтожить население в таких масштабах, отмечают историки. Нацистское правительство использовало их сознательно. По словам экспертов, в советское время об этих фактах предпочитали умалчивать, но сейчас историки могут и должны говорить правду о коллаборационистах. Подробная информация о преступлениях нацистских пособников также представлена в сборниках «Без срока давности. Беларусь». В скором времени книги будут опубликованы на сайте «Без срока давности», а также на портале BelHistory.
Подготовил Александр Приходько