В Литве идет гибридная война — Вильнюс просит у Евросоюза 10 млн евро
Месседж Литвы о гибридной войне обращен в кабинеты Брюсселя с целью получения финансовой и административной помощи, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» политолог Андрей Стариков.
Еврокомиссар по внутренним делам Илва Йоханссон сообщила 12 июля, что число нелегальных мигрантов, прибывающих в Литву через Белоруссию, возросло в 22 раза по сравнению с прошлым годом и достигло 1 600 человек.
Литва борется с «врагом», не забывая просить деньги
За день до заявления Йоханссон глава литовского МИДа Габриэлюс Ландсбергис обвинил Белоруссию в ведении гибридной войны и призвал усилить санкции против режима Минска.
«Габриэлюс Ландсбергис преувеличивает текущую ситуацию: его месседж обращен в брюссельские кабинеты, - объясняет Андрей Стариков. - Во-первых, для выделения страдающей Литве помощи для борьбы с так называемым миграционным кризисом. Не так давно литовцы запрашивали деньги на обустройство границы с Белоруссией, строительство забора, установку систем видеонаблюдения, фиксацию миграционных поток и т.д.
Во-вторых, и это более важно, Вильнюс посылает сообщение Брюсселю о том, что Лукашенко стал чуть ли не новым Эрдоганом, который наносит по Литве некие гибридные атаки, поэтому необходимо ужесточить санкции. Это вопрос внешнеполитического позиционирования Вильнюса, представляющего себя оператором европейской политики относительно Белоруссии».
Стратегия Вильнюса сработала: после выступления Илвы Йоханссон Еврокомиссия в тот же день одобрила Литве транш в 10 млн евро на решение проблемы нелегальной миграции через Белоруссию.
Кроме того, до конца июля Европейское пограничное агентство Frontex направит своих представителей в Литву, общее число которых составит 30 человек.
Литва разговаривает с соседями языком санкций
После президентских выборов в Белоруссии Вильнюс выступил в авангарде санкционного давления на республику: первым ввел ограничительные меры, а также активно содействовал тому, чтобы они были приняты на общеевропейском уровне.
«Сейчас, пользуясь увеличением миграционного потока, Вильнюс показывает, что его внешнеполитическое позиционирование было верным, что он находится на переднем фланге борьбы с последним диктатором Европы, поэтому ему нужна политическая и административная помощь, а также материальная поддержка», — подчеркнул Стариков.
От имени ЕС и США Литва также хочет закрепить за собой статус демократизатора постсоветского пространства. Речь идет не только о Белоруссии, но и восточном партнерстве, в рамках которого Вильнюс участвует в процессах демократизации на Украине и в Молдавии.
Неисполнение обязательств Литвы привели к «гибридной войне»
Андрей Стариков считает, что гибридная агрессия против Литвы – это лишь формулировка самого Вильнюса. Никакой целенаправленной агрессии Александр Лукашенко не осуществляет. Поток беженцев увеличился, но исключительно потому, что Литва не выполняет своих изначальных обязательств относительно белорусской стороны об обмене данными о миграционных потоках.
«Учитывая общую политику Вильнюса по отношению к Минску, у Лукашенко нет большой заинтересованности следить за тем, чтобы соседу было хорошо. Поэтому он слегка, но далеко не полностью, ослабил контроль с белорусской стороны за этими потоками», - рассуждает Стариков.
Эксперт уверен, что Литве стоит задуматься, потому что такую же услугу, связанную с контролем за миграционными потоками, ей оказывает и Россия в Калининградской области. Учитывая отношение Вильнюса как к Минску, так и к Москве, вопрос заключается в том, на какой период хватит российской доброжелательности.
В случае принятого решения, Литву могут наводнить таким потоком беженцев, который действительно сможет вызвать кризис и дестабилизировать внутриполитическую ситуацию в стране. Пока этого не происходит благодаря доброй воле соседей: России и Белоруссии.
Санкции ради санкций
Глава литовского МИДа Габриэлюс Ландсбергис, призывавший накануне к ужесточению санкций против Белоруссии, не смог сформулировать в чем они должны выражаться.
По мнению Старикова, Литва не предлагает конкретные решения, потому что пакета антибелорусских санкций не существует: все, что можно было сделать в этом отношении, уже сделано. Расширение, к примеру, персональных санкций не имеет большого значения и на архитектуру взаимоотношений с Западом не повлияет.
Секторальные санкции также не имеют смысла, учитывая специфику белорусской экономики и систему ее внешней торговли.
«В данном случае, потенциал исчерпан: Лукашенко санкций не боится. Напомню, что Белоруссия все постсоветские годы жила под западными санкциями и знает, как с ними справляться», - пояснил Стариков.
В реальности действующих санкционных механизмов, способных повлиять на ситуацию, у Запада нет. Более того, сама политика санкций является бесперспективной: ни одна система под таким давлением не менялась, а только сплачивалась, благодаря внешним вызовам.
Наблюдается деградация двух- или даже многосторонних отношений на дипломатическом уровне, которая проявляется в требованиях Литвой абстрактных санкций, не имеющих практического значения, резюмировал эксперт.