Американский СПГ проиграл России в гонке метановых выбросов
Американцы пытаются обелить собственный СПГ за счет обвинений в адрес российского газа, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» генеральный директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов.
ФРГ поддерживает российский газ
Глава компании Wintershall Dea Марио Мерен назвал российский газ качественным и надежным источником энергии для ЕС. Предприниматель прокомментировал слова главы Минэнерго США Дженнифер Грэнхолм о том, что сырье «Газпрома» является грязным.
Во время слушаний в Конгрессе США Грэнхолм не поддержала решение Джо Байдена воздержаться от введения санкций против «Северного потока – 2» и назвала российское сырье экологически грязным по причине больших выбросов метана.
Заявление Грэнхолм политизировано и противоречит реальности: выбросы происходят при добыче, транспортировке и потреблении любого природного газа, но чем новее и совершенней инфраструктура, тем меньше экологических издержек.
Однако вместе с борьбой с «Северным потоком – 2» США поддерживают сохранение транзита через Украину, чья газотранспортная система (ГТС) вышла за проектные сроки эксплуатации и с экологической точки зрения уступает альтернативным маршрутам.
Экология играет против американского СПГ
«Сегодня это популярная тема, постоянно идут споры о том, что больше вредит экологии, а что – меньше. Появилась новейшая теория, согласно которой метан сильнее влияет на глобальное потепление, чем углекислый газ», - констатирует Правосудов.
Эксперты стали считать, где в мире выделяется больше всего метана. Лидерами по добыче природного газа являются США и РФ, они и стали главным объектом данных исследований, и неудивительно, что в Минэнерго США перевели стрелки на Россию.
«Европейский анализ показал, что американский газ является самым грязным. Дело дошло до того, что европейские компании стали отказываться от закупок американского СПГ по причине грязности технологий его производства», - заключает Правосудов.
Данный пассаж перетек в политическое поле ФРГ, партия «Зеленые» призывает немцев отказаться от закупок американского СПГ.
«После отказа европейцев, в США начали говорить, что их СПГ является чистейшим в мире и одновременно обвинять России. Проблема заключается в разности технологий добычи. В РФ доминируют крупные месторождения газа, когда бурится скважина, в которую затем вставляется труба для дальнейшей транспортировки газа по магистральной системе», - резюмирует Правосудов.
Потери метана в российском технологическом процессе – минимальны, в отличие от американской сланцевой добычи.
«Сланец является твердой породой наподобие камня, где содержатся молекулы газа. Для добычи сырья в сланце бурится скважина, затем совершается гидроразрыв с негативными последствиями для природы», - констатирует Правосудов.
Выброс «молекул свободы», как сострил во время подписания контракта по доставке американского СПГ на Украину Рик Перри – предшественник Грэнхольм, при сланцевой добыче в несколько раз выше технологического процесса «Газпрома».
«В США при добыче газа осуществляется небольшое землетрясения, после которого сырье поднимается наверх. Выгодно добывать сланцевую нефть, а что касается газа, то его часто сжигают или стравливают в атмосферу», - заключает Правосудов.
Рядом с небольшими скважинами нет газопроводов – подвод к ним магистральной инфраструктуры нерентабелен.
«Про неэкологичность сланцевой добычи говорят давно. На фотографиях видно много стоящих близко друг к другу буровых, где осуществляются гидроразрывы, поэтому там всегда большие объемы выбросов», - резюмирует Правосудов.
В атмосферу напрямую идет либо метан, либо, когда он сжигается после гидроразрыва – углекислый газ. Все исследования подтверждают данный расклад сил, но американцы этого не признают и постоянно доказывают обратное.
«Объективные исследования американцами игнорируются, зато делаются голословные заявления о том, что СПГ из США – самый лучший, а российский газ – наиболее грязный и опасный на планете», - констатирует Правосудов.
В ФРГ на это внимания не обращают, немцы давно работают с Россией и воспринимают Москву за старинного партнера в энергетике.
«Именно это подтвердил глава Wintershall Dea, и такая ситуация сохранится. Нельзя изменить объективные законы физики и экономики – не надо забывать и про то, что Россия и Германия связаны долгосрочными контрактами», - заключает Правосудов.
Европейцы готовят углеродный налог
Риторика США по метану вторична, а главной проблемой являются перспективы углеродного налога ЕС. Это политическая, а не экономическая модель, где Брюссель может забыть про американские выбросы и назначить односторонние ограничения в адрес РФ.
Есть пример Третьего энергопакета, под который попал «Северный поток – 1», но не турецко-азербайджанский газопровод TANAP.
«В Евросоюзе активно обсуждают введение углеродного налога, чтобы дискредитировать производства, работающие за счет углеводородов. Это металлургия и другие отрасли мировой промышленности», - резюмирует Правосудов.
Принцип углеродного налога заключается в наложении фискальной нагрузки на большинство отраслей мировой экономики. Европейский рынок является направлением сбыта огромной номенклатуры товаров, и в каждом из них можно найти углеродный след.
«Первыми возмутились европейские металлурги и химики, заявившие, что это убьет их конкурентоспособность, и потребовали освобождения от углеродного налога. Если посмотреть на объемы мировых выбросов, то на первом месте находится Китай, а на втором – американцы. Получается, что ЕС хочет ввести санкции против ведущих экономик мира», - констатирует Правосудов.
Такая политика может обернуться только торговой войной, поэтому углеродный налог ЕС является спорным проектом.