Усталость от НАТО
Чиновники Евросоюза приняли решение создать оборонный фонд, который будет первым шагом к формированию единой армии Европы. О желании реализовать такие войска давно говорил президент Франции Эммануэль Макрон, похожего мнения придерживается и канцлер Германии Ангела Меркель. Но идея сделать единые вооруженные силы пока находится лишь на стадии обсуждения.
Идея создать общие европейские вооруженные силы существует уже более полвека, о ней говорил даже Уинстон Черчилль. Но приобретать четкие формы эта затея стала только сравнительно недавно. Так, в 2017 году было подписано соглашение о Постоянном структурированном сотрудничестве в сфере обороны, также называемое PESCO. Одной из причин создания такого соглашения можно считать то, что европейцы попросту «устали» от блока НАТО.
Продвижением подобных инициатив, конечно, занимается Франция, которая осталась единственной страной с ядерными боеприпасами после ухода Великобритании из Евросоюза. Пока что армии Европы существуют в виде национальных, необъединенных.
Первые армии Европы, способные объединиться – это войска Франции и Германии. Но мешает только одно – разное понимание задач. В связи с этим бывший министр обороны Франции Сильви Гулар объясняет, что придется заранее обсуждать цели, которые будет исполнять объединенная армия.
Главный сторонник создания единой европейской армии – бывший премьер-министр Бельгии и член Европейского парламента Ги Верхофстадт. Приводя в качестве примера различные сценарии «Судного дня», он предупреждает европейцев, что Евросоюзу нужны единые войска, способные держать оборону и противостоять внешним угрозам, например, со стороны России. Верхофстадт боится, что Москва может атаковать весь континент. В случае этого, говорит парламентарий, необходимо сделать следующий шаг в прогрессе Европы – развить защиту её границ и интересов. Бельгийский политик приводит цифры – суммированные расходы всех европейских стран на оборону не превышают и пятидесяти процентов бюджета армии США. Также Европа, по словам чиновника, слабее американцев в военном деле в три-четыре раза. При этом затраты государств Европы в общей сумме превышают расходы Российской Федерации в три раза. Поэтому Ги Верхофстадт опасается, что в случае нападения РФ на Евросоюз, без помощи с американской стороны не обойтись. В своих суждениях бельгиец вспоминает слова Макрона о том, что 28 европейских армии – это напрасная трата денег.
Кроме всего прочего, созданию единой армии Европы мешает разрозненная оборонная промышленность континента. Нет унификации, из-за чего страны Европы производят большое количество вариантов одного и того же оружия и оборудования. О рационализации военно-промышленных комплексов Европы спорят годами.
Тем не менее, возможность создания единой армии Евросоюза может быть рычагом давления на США. Так, вышеупомянутое PESCO и НАТО соревнуются между собой, кто больше выделит денег на оборону стран Европы. Кроме этого, из-за создания соглашения PESCO нарушается доктрина США, сформулированная бывшим госсекретарем Штатов Мадлен Олбрайт, о запрете дублирующих НАТО структур.
По сути, врагов у Европы, против которых помогла бы общая армия, нет. С российской стороны Старый мир вряд ли будут атаковать, потому что на Европейском континенте живут и учатся отпрыски наших чиновников. А такие потенциальные противники, как Иран и Китай, находятся слишком далеко.
Возможность появления единой европейской армии прокомментировал «Свободной Прессе» кандидат юридических наук, старший научный сотрудник Сектора экономики европейских стран, сотрудник подразделения Центра европейских исследований Владимир Оленченко.
«СП»: — Какие существуют поводы создать единую армию в Европе?
— Эта тема не новая и не новаторская. Ведь существовала такая организация, под названием ЗЕС – Западноевропейский союз. Она как раз и предполагала создание европейских вооруженных сил. Потом её как бы аннулировали. Решили, что она будет «размывать» НАТО. Это было в конце двадцатого века. А потом были различные разговоры о том, чтобы собирать вооруженные силы в рамках ЕС.
«СП»: — Возможен ли конфликт между Европой и Россией, если Европа создаст единую армию?
— Тут забавна сама постановка вопроса. Надо смотреть концептуально. У России есть оборонная концепция, и согласно ей, мы можем применить свои вооруженные силы для защиты России. То есть, у нас нет наступательной доктрины, ни в каком направлении, ни на север, ни на юг. Я не думаю, что европейцы будут создавать единую армию для каких-либо наступательных действий. То есть, «Дранг нах Остен» вряд ли там будет. Скорее, на мой взгляд, вероятно создание каких-то мобильных военных групп для принятия каких-либо мер. Не хочется приравнивать их к полицейским силам, но сейчас, скажем, так называемые миграционные границы обеспечивают военные.