Холодная повестка: Байден будет разговаривать с Путиным с "Томагавком" за пазухой

Советник президента США по национальной безопасности Джейк Салливан в эфире MSNBC заявил, что в отношениях Вашингтона и Москвы предстоят трудные времена. По словам Салливана, существуют вопросы, по которым позиции стран кардинально отличаются, кроме того, американцы намерены дать «решительный ответ» на ряд действий России.

Холодная повестка: Байден будет разговаривать с Путиным с "Томагавком" за пазухой
© Свободная пресса

Тем не менее, советник Джо Байдена добавил, что, несмотря на противоречия, сотрудничество США и РФ по некоторым вопросам возможно.

«Мы также считаем, что можем работать с Россией по ключевым вопросам повестки, включая ядерные, в рамках которых несколько недель назад мы продлили договор СНВ ещё на пять лет», - заявил Салливан.

Одним из первых шагов администрации Джо Байдена в отношении России действительно стало продление договора о стратегических наступательных вооружениях СНВ-3 еще на пять лет. Однако остальные действия новой команды сложно назвать конструктивными. Вашингтон уже ввел ряд новых санкций против российских юридических лиц. Кроме того, Минфин РФ предупредил, что резко возросли риски блокировки российских активов в США и Европе и не исключил и санкций против российского госдолга.

Недавние высказывания американского руководства, частности, президента Джо Байдена, который назвал своего российского коллегу «убийцей» также не добавляют конструктива в отношения Москвы и Вашингтона. Как считает научный сотрудник Центра исследования проблем безопасности РАН Константин Блохин, власти США ведут полноценную холодную войну против России, поэтому возможности по сотрудничеству крайне ограничены. Помимо вопроса контроля над вооружениями найти точки соприкосновения в других темах от внешней политики до научного взаимодействия будет крайне сложно.

- Проблем в российско-американских отношениях масса. Их можно не просто перечислять, а выделять в целые блоки. Это и вопросы контроля над вооружениями (СНВ-2, РСМД), и региональные вопросы (Украина, Сирия, Северная Корея, Иран), и экономические вопросы (санкции, контрсанкции).

Ввиду последних событий сотрудничество даже в тех областях, в которых в принципе заинтересованы и Россия, и США, стало затруднительным. Партнерство возможно, когда партнеры друг друга уважают. А последние высказывания Байдена многое просто обесценили. Даже в годы холодной войны, когда США и СССР рассматривали друг друга в качестве экзистенциальных противников, было уважение. Не могу представить себе американских лидеров того времени, Никсона, Киссинджера, Форда и прочих, которые позволяли бы себе подобные высказывания. Сам факт отзыва нашего посла показывает деградацию российско-американских отношений.

«СП»: - О каком же сотрудничестве по «ключевым вопросам повестки» может идти речь в таких условиях?

- Команда Байдена постоянно говорит, что взяла курс на сотрудничество с Россией в тех областях, которые представляют интерес для США. Но тут явно игры в одни ворота не будет. Интерес должен быть взаимный, как было в случае СНВ-3. Одним из плюсов команды Байдена являлась как раз заинтересованность в этом вопросе. Но по всем остальным проблемам противоречия настолько фундаментальны, что сложно говорить о каком-либо сотрудничестве.

Объективно США находятся в состоянии новой холодной войны с Россией. В нашем обществе идут дискуссии о том, можно ли ее так называть и чем она отличается, но понятно, что мы ее не хотим. Зато ее хотят Соединенные Штаты, и у них-то сомнений в том, что они ведут против нас холодную войну, никаких нет. Я постоянно читаю доклады американских «фабрик мысли», и там эта тема проходит красной нитью.

Например, в США существует авторитетный аналитический центр - «Совет по международным отношениям», который известен своей взвешенной, умеренной позицией. Но еще два года назад у них вышел доклад «Сдерживая Россию», где авторы пишут, что США находятся в состоянии новой холодной войны с нашей страной. То есть, у них нет никаких иллюзий по этому поводу, да и Байден этого не скрывает. На конференции по безопасности в Мюнхене он пытался консолидировать западные страны именно под флагом борьбы с Россией и Китаем.

Это ясный сигнал, что начинается процесс форсирования политики сдерживания. Это не означает, что начнется война. Сами американские эксперты пишут о том, что Россию нужно сдерживать по всем фронтам, избегая при этом военного столкновения. Но они пытаются дестабилизировать нашу страну не прямыми военными конфликтами, а используя другой инструментарий.

Недавно вышла промежуточная стратегия по национальной безопасности администрации Байдена, где написано, что США не будут находиться в состоянии вечных войн. У них перед глазами печальный опыт Ирака и Афганистана, который они не хотят повторять. Поэтому ставку будут делать на усиление гибридной войны с Россией. Она отличается от традиционной многими факторами, в первую очередь, тем, что включает в себя целый комплекс мер, нацеленных на давление. И против нас это давление идет по всем направлениям - военно-политическому, экономическому, информационно-психологическому, культурному.

Кроме того, американские эксперты на самом высшем уровне пишут о том, что нужно расширять «серую зону» рядом с Россией. Это зона, где ведется гибридная война, то есть, нет ни войны, ни мира, но при этом стороны красную линию не переходят, потому что это может привести уже к традиционному противостоянию.

Нас будут пытаться дестабилизировать изнутри, раскачать. Проверят на прочность по всему периметру границ от Балтики до Черного моря, на международной арене продолжат демонизацию. Американцы намерены разделить мир по той же блоковой системе - на «свободный демократический Запад», который противостоит «авторитарным тоталитарным деспотическим режимам». Тем самым они постараются расколоть Евразию, потому что объединенная бесконфликтная Евразия ставит крест на американской гегемонии. Об этом писал еще тот же Бжезинский.

Основы сдерживания России были подготовлены задолго до крымских событий. Еще в 1992 году заместитель министра обороны США Пол Вулфовиц в руководстве по оборонному строительству открыто писал, что цель Вашингтона – помешать образованию государства или коалиции государств на постсоветском пространстве, которые могут бросить вызов американскому лидерству в мире.

«СП»: - Чем эта холодная война 2.0 отличается от предыдущей?

- Против нас используется тот же алгоритм, что и при администрации Рейгана. Они считают, что раз получилось тогда, получится и сейчас. Но если им удастся провернуть тот же трюк, что с Советским Союзом, нас будут добивать до конца. Такого отношения, как в нулевые, к нам уже не будет, снова восстановиться нам не дадут.

Американцы и сами пишут о том, то совершили ошибку с Ираком и Афганистаном, нужно было концентрироваться на России и Китае. Представьте, если бы эта политика сдерживания началась бы не после крымских событий, а в 2001-2003 годах.

Словом, нас ждут очень непростые времена в российско-американских отношениях, и в этом с советником Байдена можно согласиться.

«СП»: - И все же, есть ли вопросы, по которым США и Россия могут найти общий язык?

- Американцы готовы сотрудничать с Россией в основном по вопросам контроля над вооружениями. Не случайно одним из первых шагов Байдена стала как раз пролонгация договора СНВ-3. Еще одной сферой взаимодействия могла бы стать кибербезопасность, но сейчас после всех обвинений России во вмешательстве в выборы и атаках хакеров, эта тема стала токсичной. Возможно, есть перспективы по вопросу продления ядерной сделки с Ираном, но эта тема все же не касается России напрямую.

В остальном поле для сотрудничества США и России крайне ограничено. Сложно представить себе вопросы, в которых стороны могли бы взаимодействовать, настолько фундаментальны их различия в подходах к мировым проблемам.