Мария Бутина: «Борьба с Россией превратит США в разъединенные штаты»
Спецкомитет по разведке Сената Конгресса США проведет расследование, чтобы выяснить, оказывает ли Россия и другие страны влияние на американские экстремистские группировки. Об этом председатель комитета демократ Марк Уорнер сообщил газете The New York Times.
Поводом для разбирательства назван штурм Капитолия сторонниками Дональда Трампа. На подозрении сенаторов ультраправое движение Proud Boys (Гордые парни) и движение «Антифа». При этом законодатель считает, что правые экстремистские группировки в США преобладают.
Ранее в отчете Министерства внутренней безопасности США сообщалось, что в стране сохраняется повышенный уровень угрозы насилия. Причем, его возможными инициаторами недвусмысленно считают сторонников Трампа.
«Разочарованные осуществлением государственных полномочий и сменой президентской власти... могут продолжать мобилизовывать широкий круг идеологически мотивированных субъектов для подстрекательства к насилию или его совершения», — говорится в документе.
В 2020 году США уже внесли в список террористических «Русское имперское движение» (РИД). На тот момент это была «первая иностранная расистская группировка, проповедующая идеологию «превосходства белой расы», отметил Госдеп. В России РИД не была отнесена к экстремистским.
Попытка наших дипломатов разъяснить ситуацию понимания тогда не встретила. «Вызывает разочарование то, что МИД РФ выгораживает таких террористов, как "Русское имперское движение", которые учат людей совершать террористические нападения», - отреагировали американцы.
«СП» попросила прокомментировать новую форму русофобии члена Общественной палаты РФ Марию Бутину, которая отсидела в американской тюрьме по политическому обвинению, связанному с Россией.
- Чтобы оценить происходящее, нужно обратиться к истории и понимать американский менталитет. В США если что-то однажды сработало, будет использовано еще много раз. Вопрос русского следа берет свое начало еще в 1917 году. Тогда была первая волна русской угрозы, были чистки, гонения на людей, которые имели коммунистические взгляды — их обвиняли в связи с Кремлем. Нашей стране тогда приписывали ответственность за борьбу левых радикалов за свои права. Не говоря уже о втором этапе «красной угрозы» после Великой Отечественной войны.
То есть это тенденция. Она может иногда затихать. У нас был период более-менее благополучных отношений с США, когда Россия не высказывала свою сильную позицию на международной арене. Сейчас ситуация изменилась, поскольку Москва все активнее заявляет о своем суверенитете и самостоятельности. Поэтому, естественно, что Соединенные Штаты вновь начинают борьбу за свое превосходство и гегемонию в мире.
Еще одна не менее важная причина состоит в том, что США таким образом пытаются решить и внутренние проблемы. Налицо кризис в обществе. Протесты 6 января (штурм Капитолия — авт.) удалось подавить силовым путем. Сейчас начали многочисленные расследования против их участников. Будут искать внешний след, «руку Кремля», якобы причастного к этим событиям. Это нужно, чтобы скрыть раскол, существующий в обществе.
«СП»: Немного топорно, но зато ведет к цели...
- На мой взгляд, это тупиковая стратегия для США. Таким образом они не решат внутренних проблем, так как не смотрят вглубь своего общества. Это может привести к дальнейшей эскалации конфликта. Рано или поздно поиск «красной угрозы» приведет к тому, что США не увидят кризис собственного общества и преобразятся в новую страну под названием «Разъединенные Соединенные Штаты». Мы можем это увидеть в ближайшем будущем.
Политолог-американист, эксперт Центра исследования проблем безопасности РАН Константин Блохин считает виновником внутренних проблем США весь американский политический класс.
- Когда внутри страны масса проблем, порожденных действиями собственной элиты, самое простое, — «перевести стрелки» на действия внешних врагов: России, Китая, была даже как-то КНДР. В этом нет ничего нового. Америка и Запад в целом расколоты. Между странами нет взаимопонимания. Поэтому предлагается на основе внешнего врага консолидировать и США, и Запад.
Проблемы эти порождены американской элитой, которая в гонке за стратегическое лидерство совершило ряд грубых стратегических ошибок как во внутренней, так и во внешней политике. Их элита превратилась в плутократию, финансовую олигархию, оторванную от народа, использующую США как инструмент для личного обогащения.
«СП»: Даже так...
- Бывший глава ФРС Алан Гринспен сказал как-то: «Неважно, за кого я буду голосовать и кто будет президентом Соединенных Штатов, потому что принятие политических решений в США вытеснено экономическим интересами». Сейчас 70 процентов американцев не доверяет федеральному правительству, считает его коррумпированным. Это самый низкий показатель за последние 60 лет.
Средний класс сокращается. Джозеф Стиглиц, нобелевский лауреат в области экономики говорит, что американская мечта умерла. Детройт, который был индустриальным центром Америки, лежит в руинах. Куча других проблем. И вот вместо того, чтобы с ними разбираться, решили разбираться с экстремистами. Почему? На это не нужно тратить деньги и время.
А чтобы решать фундаментальные проблемы социального неравенства надо потратить десятилетия и триллионы долларов. Кроме того, за реальные накопленные проблемы ответственна вся американская элита целиком, а не та или иная администрация. Поэтому инициативу разбирательства с экстремистами поддерживает консенсус демократов и республиканцев.
Первый заместитель председателя комитета Госдумы по международным делам Дмитрий Новиков ратует за усиление российской контрпропаганды.
- Мир находится в условиях глобализации, которая проходит не по той модели, которую активно предлагает Китай (концепция единой судьбы человечества, где была бы равноправная интеграция экономик, культур), а по империалистическим лекалам. И у США, как у самой сильной в экономическом, политическом и военном отношении империалистической державы есть очень серьезные амбиции в отношении мира, своей роли в нем, в отношении отдельных государств.
Причем эти устремления не просто декларируются в информационном пространстве, а закреплены в американских доктринальных документах. Когда говорится о стратегии развития США в XXI веке тройка держав, представляющих для них наибольшую угрозу неизменна: Россия, Китай, Иран. Разве что Россия и Китай могут меняться местами. А поскольку нас воспринимают как объект для профилактики, за всеми претензиями к России надо следить очень внимательно.
Информационную войну никто не отменял. Проигрыш в этой войне будет дорого стоить. Мы должны участвовать в ней эффективно. Несмотря абсурдный характер, подобного рода выпады будут влиять на умонастроения американских граждан, вызывать состояние общественной истерики, а на этом фоне порой принимаются самые опасные авантюристическое решения. Русофобская догматика США не должна удивлять. Когда люди формулируют такое, они потом сами в это начинают верить.
«СП»: В каком направлении нужно двигаться?
- Нужно, чтобы по всем подобным темам работали специалисты, исследовательские центры, чтоб они не бедствовали, а получали достаточное финансирование. Как в технологической сфере, так и в пропагандистской идеологической борьбе, если мы хотим поставить ее на серьезную основу, впереди должна идти наука, а значит серьезные экспертные оценки.