Главный вор Белоруссии был унижен и потерял власть. Ждут ли страну новые криминальные войны?
На днях в Минске был жестоко избит главный белорусский вор в законе Александр Кушнеров, известный в криминальных кругах как Саша Кушнер, или Пальто. После такого публичного унижения воровской титул Кушнерова, как и его лидерские позиции в преступном мире страны, оказался под большим вопросом. В то же время освободившийся из минского СИЗО №1 вор в законе Миндия Горадзе (Лавасоглы Батумский) фактически объявил себя куратором всего белорусского криминала, посягнув на «трон» Кушнера. О том, почему главный белорусский вор потерял власть и что это означает для его противников и союзников, «Ленте.ру» рассказала редактор информационного агентства (ИА) «Прайм Крайм» Виктория Гефтер.
«Лента.ру»: Нападение на вора в законе — серьезный инцидент для криминального мира. Что известно о происшествии с Кушнером?
На Кушнера напали в воскресенье, 17 января, когда он вместе с женой выгуливал собаку во дворе собственного дома. Несколько человек жестоко избили его ногами и железными прутьями. Известно, что руководил нападавшими некто Александр Шульберт (Шульц) — криминальный авторитет, претендующий на воровской титул.
Чтобы доказать, что побои получил именно Кушнер, нападавшие сняли весь процесс на видео. Как говорили очевидцы, у потерпевшего при себе был нож, но воспользоваться им он не успел. А когда Кушнера начали избивать, он якобы крикнул жене, чтобы та вызвала милицию. Для вора в законе любой контакт с властью, а тем более с правоохранительными органами, считается нарушением кодекса и основанием для лишения титула.
Вообще, Шульц давно угрожал Кушнеру: основанием для этого были несправедливые, по его мнению, решения вора в законе, которые тот «по произволу» принимал в отношении и самого Шульберта, и других криминальных авторитетов.
Как Кушнер стал главой белорусского криминала?
Саша Кушнер — бывший штатный киллер организованной преступной группировки (ОПГ) Сергея Морозова [банда получила печальную известность из-за похищений бизнесменов в Гомельской области в 90-х годах — прим. «Ленты.ру»]. Он был коронован в 2011 году кланом Аслана Усояна [Деда Хасана, по данным следствия, на тот момент — лидера преступного мира России].
Кушнер был коронован в противовес двум белорусским ворам в законе Александру Тимошенко (Тимохе) и Дмитрию Галееву (Галею), которые примкнули к оппонентам Деда Хасана из числа грузинских воровских кланов. Покровителем Кушнера стал теперь уже бывший заместитель начальника Главного управления по борьбе с организованной преступностью и коррупцией (ГУБОПиК) МВД Белоруссии Владимир Тихиня.
Их совместными усилиями Тимоха, Галей, четыре вора в законе, коронованные ими в Дубае, а также добрая половина уголовного мира Белоруссии была причислена к «нечисти» при помощи «прогонов» [воровских посланий], а тот криминал, который остался, единолично возглавил Саша Кушнер.
Так, сразу после коронации титул Кушнера оспорили многие грузинские воры в законе, например, Бадри Когуашвили (Кутаисский), Гурам Чихладзе (Квежоевич) и Кахабер Парпалия (Каха Гальский), но тогда конфликт удалось уладить придя к некоему компромиссу. Позже воровские полномочия Кушнера вновь приостановил вернувшийся из Испании Захарий Калашов [Шакро Молодой — по данным следствия, нынешний лидер российского криминала].
Фактически называться вором в законе Кушнер мог только в окружении Надира Салифова [Гули, главный вор Азербайджана, — убит киллером в Турции 20 августа 2020 года], который к нему благоволил и помогал держаться на плаву.
Получается, началом конца для Кушнера стало убийство Гули?
Нет. Черная полоса, которая в итоге привела к расправе, началась у Кушнера в позапрошлом году: тогда он испортил отношения со своими же приближенными, криминальными авторитетами Немцем, Додой и Шульцем. Вор в законе боялся их роста, оттолкнул от себя и попытался дискредитировать в глазах братвы.
В ответ Шульц пообещал поквитаться с Кушнером и стал готовить покушение. А милиция, понимая всю серьезность его намерений и опасаясь большой криминальной войны, отправила Шульца за решетку, подбросив оружие и наркотики. Кушнер полагал, что Шульц будет сидеть долго, но по амнистии, объявленной президентом Лукашенко, ему скостили срок, и он вышел уже через год. Ну и доказал, что за свои слова отвечает.
Чем вообще интересен этот Шульц?
Шульц последовательно идет к своей цели — стать вором в законе. Он хорошо зарекомендовал себя в заключении, отбывая срок в тюрьме в Могилеве, и стал «смотрящим» за городом Ивацевичи. Шульц стал «смотрящим» от Кушнера за всей Белоруссией, позже его сменил криминальный авторитет Богдан. Но в 2019 году, когда у Кушнера начался конфликт с Немцем и Додой, Шульц встал на их сторону.
Сообща они сумели настроить братву против Кушнера — а тот в отместку написал по Шульцу «прогон» и объявил его крысой за якобы утаенные 100 долларов. Вообще, писать обличительные воровские «прогоны», зачастую необоснованные, — это излюбленный способ Кушнера избавляться от неугодных.
Между тем грузины пообещали Шульцу воровской титул за «решение вопроса» с Кушнером — и оно состоялось. Причем кандидатура Шульца устраивает всех: и Шакро Молодого с Бадри Кутаисским, и сухумский воровской клан во главе с Мерабом Джангвеладзе (Сухумским) и Тариэлом Ониани (Таро).
Дело в том, что ни у кого из воров в законе первой величины Кушнер популярностью не пользуется. А у Шульца для достижения цели есть все — и качества, и связи, и средства. Правда, его воровской титул будет во многом зависеть от позиции 39-летнего грузинского вора в законе Миндии Горадзе (Лавасоглы Батумский), который объявил себя внешним куратором преступного мира Белоруссии.
Какие были основания у Лавасоглы, чтобы претендовать на такие полномочия?
Лавасоглы — первый из посторонних воров, кто взялся исправить существующее положение в Белоруссии, где в преступном мире царила неразбериха и междоусобица, а братва была разделена на сторонников Кушнера, с одной стороны, и Галея с его дубайскими «крестниками» — с другой.
Лавасоглы провел полгода в минском СИЗО №1 и хорошо запомнился тюремщикам своей принципиальностью: в частности, он дважды в знак протеста зашивал себе рот. Параллельно вор в законе разбирался в том, что творится в преступном мире Белоруссии, и нашел по-своему гениальный способ прекратить все разногласия.
Он объявил себя единственным вором в законе страны, а Кушнера и его оппонентов — не ворами. В частности, претензия Лавасоглы к Галею и «дубайцам» заключается в том, что они никак не проявляют себя в своем воровском качестве.
Так, в СИЗО №1 Лавасоглы находился вместе с одним из «дубайцев», Олегом Герасимовичем (Муму), попавшим за решетку из-за поножовщины в казино «Венеция» в Орше. Но Муму не представился Лавасоглы как вор в законе. О том, с кем он сидит, грузинский авторитет узнал от Александра Позняка, приближенного к Муму.
В частности, он собственноручно порезал лицо лидскому «смотрящему» от Кушнера Титу. Но теперь Позняк стал белорусским «положенцем» Лавасоглы, в то время как его новый босс покинул страну после освобождения из СИЗО.
Сегодня все решения белорусских криминальных авторитетов уже согласуются с Лавасоглы и принимаются с его ведома. А со всеми, кто считает ворами в законе Кушнера или «дубайцев», новый лидер преступного мира Белоруссии готов разговаривать очень жестко.
То, что избиение Кушнера совпало с возвышением Лавасоглы, — случайность или нет?
Думаю, это закономерность. В воровском мире ценятся не слова, а поступки. После того как Лавасоглы показал, что доверяет Позняку, и сделал его своим «положенцем», Шульцу надо было громко заявить о себе — тем более, что от него все этого ждали. И он устроил нападение на бывшего босса, ставшего врагом.
Что касается белорусских силовиков, которые раньше прикрывали Кушнера, то Лавасоглы, конечно, для них не был подарком. Но они будут работать с тем, кто выдвинется в преступном мире по факту.
Какое будущее теперь ожидает Кушнера?
Сейчас Кушнер отрицает, что его побили, — об этом он сообщил дружественным ворам из бывшего окружения Гули, Владимиру Жураковскому (Вове Пухлому), Нико Дгебуадзе (Нике Гагринскому) и Роману Кащаеву (Роме Краснодарскому).
При этом, следуя логике Кушнера, если Шульц утверждает обратное, значит он поднял руку на вора в законе и является «сукой». Для вора в законе избиение фактически означает потерю воровского статуса. А значит, по Шульцу будет вынесено соответствующее решение [по негласным законам преступного мира избиение вора в законе карается смертью — прим. «Ленты.ру»].
Неужели никто из белорусских криминальных авторитетов не попытался дать отпор Лавасоглы?
Лавасоглы поменял всех ставленников Кушнера сразу после того, как попал в минское СИЗО №1, при этом смена власти прошла тихо: Кушнер решения грузинского вора в законе не оспаривал. Что касается «дубайцев» — оппонентов Кушнера, — то вообще никто из них не отличается решительностью и инициативой. Поэтому Лавасоглы и запретил им называться ворами в законе, а сказать что-то об их «крестном отце» Галее и вовсе забыл.
Каким воровским кланам выгодно возвышение Лавасоглы?
Он ориентирован на «сухумский» воровской клан во главе с Мерабом Джангвеладзе и Таро. Кроме того, тот же клан будет иметь сильное влияние на Шульца и Позняка в случае, если кто-то из них станет вором в законе. А они — наиболее вероятные кандидаты на этот титул от белорусского криминала.
По моим данным, Шульцу после нападения уже звонили и Лавасоглы, и вор в законе Мераб Бахия (Баха-Баха), и другие воры, которые выражали ему свою поддержку и одобрение.
Интрига заключается в том, каким образом грузинам удастся обойти запрет на новые коронации воров в законе, введенный Шакро Молодым, если сам Шакро не сделает для Шульца исключение.