Дания является разменной монетой в большой игре США по «Северному потоку – 2»

Байден не будет начинать с жесткого давления на Европу по «Северному потоку – 2», отметил ФБА «Экономика сегодня» профессор МГИМО, руководитель отдела европейской безопасности Института Европы РАН Дмитрий Данилов.

Дания является разменной монетой в большой игре США по «Северному потоку – 2»
© ФБА "Экономика сегодня"

Дания остается проблемой «Северного потока – 2»

Пресс-секретарь Датского энергетического агентства Туре Фальбе-Хансен сообщил, что Копенгаген получил расписание строительства газопровода «Северный поток – 2». Процесс начнется завтра 15 января.

Проекту придется столкнуться с трудностями: издание Politiken сообщает, что датская фирма Rambøll отказалась от участия в «Северном потоке – 2» из-за угрозы американских санкций. Информация коррелирует с последней деятельностью Госдепа.

На излете президентства Дональда Трампа аппарат госсекретаря США Майкла Помпео разослал письма с угрозами компаниям, участвующим в «Северном потоке – 2». До европейцев были доведены риски, связанные с этим проектом. Разговор идет об экстерриториальных санкциях США, которые в декабре 2019 года уже приводили к уходу компании Allseas и заморозке проекта.

В декабре строительство было возобновлено, но идет медленными темпами. России приходится достраивать газопровод самостоятельно, для чего были задействованы два доступных судна: «Фортуна» и «Академик Черский».

Датский участок остается основной проблемой. Копенгаген создает «Северному потоку – 2» трудности и делает это с оглядкой на заокеанских партнеров. Дания длительное время не давала разрешения на прокладку проекта в своей зоне, шла на другие провокации – чего стоит один вброс про нерест трески, а теперь именно датский участник выходит из проекта.

На начало 2021 года оставалось проложить 147 км «Северного потока – 2», и эта цифра соответствует датскому участку.

Однако Трамп и Помпео уходят в отставку, и теперь процесс зависит от нового президента США Джо Байдена и его госсекретаря Энтони Блинкена. Новые американские власти пока четко не обозначили линию по газопроводу.

Байден хочет улучшить отношения с европейскими союзниками, которые лоббируют «Северный поток – 2». Проект необходим ФРГ – мотору экономики ЕС, для гарантированного получения российского газа.

США изменят политику по Европе

«Проблема упирается в регламентированные правила игры, в том числе и в законодательном поле. Санкции, которые США ввели и эшелонировали, продолжат действовать», - констатирует Данилов.

Летом 2017 года Конгресс США принял базовый санкционный закон CAATSA, регламентирующий рестрикции против Ирана, КНДР и РФ.

Закон создан на основе двухпартийного консенсуса, а Москве он вменяет вмешательство в дела Украины и Сирии и в президентские выборы в США 2016 года. Демократы четыре годы утверждали, что проиграли их из-за мнимых хакерских атак, а современный тезис Трампа про украденные выборы является симметричным ответом на такое объяснение причин поражения Хиллари Клинтон.

Американская юстиция не доказала ни одно из обвинений демократов несмотря на многолетнее расследование спецпрокурора Мюллера, но важно то, что перед нами консолидированная позиция истеблишмента, выдвиженцем которого является Байден.

«В ближайшее время в Вашингтоне вряд ли что-то изменится, а перспективы «Северного потока – 2» нужно соизмерять со сложившимся положением вещей, где отдельным вопросом является правоприменение: насколько те или иные инстанции США будут готовы использовать санкционные рычаги против европейцев», - заключает Данилов.

Тут возможны подвижки, связанные с изменением линии США в результате смены президентов.

«Очевидна обоюдная заинтересованность европейцев и американцев к восстановлению трансатлантического баланса. Здесь задействованы многие сюжеты, поэтому данная линия будет отрабатываться на разных площадках, включая «ядерную сделку» с Ираном, соглашение по климату и военно-политические вопросы», - резюмирует Данилов.

Такой подход означает ревизию многих решений Трампа и уступки американцев европейцам.

«Благодаря восстановлению отношений с европейцами можно ожидать уменьшение жесткости политики США после окончательной смены администрации Белого дома. Только интересы американского бизнеса, которые продавливал Трамп, никуда не денутся, а многое упирается в то какие бизнес-элиты стоят за администрацией Байдена» - констатирует Данилов.

Давление США на «Северный поток – 2» объясняют лоббированием интересов американского СПГ в ЕС, пусть это и противоречит реальности.

Во-первых, газ из США является аутсайдером на европейском рынке даже по линии СПГ, во-вторых, американские компании не заинтересованы в Европе и предпочитают Азию, а в-третьих, от «Северного потока – 2» российские поставки не зависят.

Россия беспроблемно поставляет газ через украинскую ГТС, а «Северный поток – 2» не предполагает наращивания потребления газа в ЕС. Это более удобный и коммерчески выгодный способ получения газа.

«Многое зависит от гибкости Байдена по корректировке жесткой трамповской линии, направленной на продвижение энергетических и бизнес-интересов США в Европе, и пока ответа на этот вопрос нет», - резюмирует Данилов.

И все-таки было бы странно, если Байден начнет президентство с жесткого давления на «Северный поток – 2».