Эксперт назвал цель антироссийских санкций США при Байдене: Смена режима
Эксперт назвал цель антироссийских санкций США при Байдене: Смена режима
Власть в Соединенных Штатах меняется, но отношения с Россией едва ли станут теплее. Избранный президент Джо Байден едва ли настроен на диалог с Москвой, он придерживается позиции, что наша страна стоит и за недавними кибератаками, и за вмешательством в выборы-2016. Демократический политик обещает дать ответ на это, и с высокой вероятностью, это будут новые санкции. В чем они могут заключаться, и так ли страшен Байден, как его малюют – нам рассказал главный научный сотрудник Института США и Канады РАН Владимир Васильев.
Фото: en.wikipedia.org
«Сегодня дать четкий ответ на вопрос о санкциях довольно сложно. Байден говорит скорее привычными штампами, чем действительно вкладывает в каждую из своих фраз какой-то глубокий смысл. Но если перечислять все основные угрозы, то нужно выделить несколько направлений.
Во-первых, санкции могут быть связаны с прекращением строительства «Северного потока-2». То есть американцы могут сделать именно так, чтобы этот проект оказался зарублен на корню. Наверняка это встретит сопротивление Германии и других европейских стран, которые надеются, что все вернется на круги своя. «Северный поток» начали строить еще при Обаме, и немцы едва ли захотят так легко отказываться от проекта при его соратнике.
Во-вторых, не совсем понятна судьба договора СНВ-3. Здесь очень многое зависит от оценки недавней кибератаки. Дело в том, что когда появились первые сообщения, они были алармистскими. Был такой посыл: «Америка попала под раздачу, совершен акт агрессии против страны. И это требует соответствующей реакции». Кибератаку даже сравнивали с терактами 11 сентября 2001 года. А когда туман стал развеиваться, выяснилось, что здесь все гораздо запутаннее. Но учитывая нынешнюю ситуацию, взвалить всю вину на Россию ничего не стоит. «СНВ-3» может стать заложником этой ситуации.
В-третьих, Россию могут отключить от системы SWIFT. Вопрос в том, насколько сильный удар это нанесет по самой экономике. По определенной информации, отключение от SWIFT ударит гораздо сильнее по олигархам, а сами финансовые структуры не столь зависимы от этой системы. То есть отключение от системы SWIFT может произойти, но оно не станет фатальным для российской экономики.
В-четвертых, может быть продолжена линия спортивного суда, который ввел запрет для российского руководства присутствовать на соревнованиях. Я предполагаю, что это решение было согласовано с Вашингтоном. Может быть, спортивный суд обращался не столько к представителям администрации Трампа, сколько уже к представителям Байдена. Вполне возможно, что переходная команда Джо Байдена уже начинает посылать сигналы и к ним прислушиваются.
Вообще, это старая идея демократов, которая появилась еще в 2014 году – создать систему международной изоляции российского руководства. Может быть сюда «подверстывается» и «дело Навального», которое западные страны представляют как акт государственного терроризма.
Санкции развиваются по определенной логике. Первоначальный подход включал в себя внедрение всевозможных санкций широкого экономического плана, но потом американцы пришли к выводу, что они накладывают санкции против российского народа. Людям становится жить плохо, но, как ни странно, они еще теснее сплачиваются вокруг руководства страны.
Поэтому со временем у американских лидеров возобладала другая точка зрения. Теперь в фокусе санкций должно быть в первую очередь политическое руководство. Америка не хочет создавать впечатление, что санкции направлены против всей страны и против ее народа. Такой подход уже больше в духе демократа Байдена, чем республиканца Трампа.
Еще одно отличие санкций Байдена от санкций Трампа – теперь США пытается, чтобы это выглядело как единое решение коллективного Запада. Администрация Дональда Трампа считала, что Америка должна брать все на себя, а люди Байдена разделяют более хитрую точку зрения. По их мнению, США должны быть где-то за кулисами, а на переднем плане будут находиться их союзники.
Но самое важное, что Байден вполне конкретно обозначил цель американских санкций в отношении России – смена режима. Если раньше целью санкций было побудить Россию изменить свои подходы к внешней политике, не важно, в Крыму, или в Сирии, то теперь позиция стала иной. Теперь санкции направлены именно против политического руководства, а не против страны.
Трамп не хотел портить свои отношения с Путиным. Они как-то сложились и президенты в целом считали, что им проще иметь дело друг с другом. А вот команда Байдена смотрит на ситуацию совсем иначе. Для них главная задача американо-российских отношений – смена режима в Кремле, и это будет более или менее четко проступать на протяжении всего срока демократа».
Мнение экономистов: чем грозит отключение отечественных финансов от системы SWIFT
Чем меньше времени остается до полноценного воцарения в Овальном кабинете Белого дома Джо Байдена, тем больше разговоров и в американских, и в российских политических кругах об «адских» санкциях, которые введет новая администрация США против нашей страны. Многие эксперты ожидают удара по самым болезненным для Москвы – экономическим точкам. Будущие санкции могут ограничить доступ на мировые рынки российских госбанков, отключить нашу страну от системы международных платежей SWIFT, ввести запрет на операции с российскими долговыми бумагами, запретить участие международному бизнесу в российских проектах. Не факт, что все эти угрозы воплотятся в жизнь, но мы решили выяснить у экспертов, насколько они болезненны для нашей страны и насколько Москва готова к отражению этих санкционных ударов.
Игорь НИКОЛАЕВ, доктор экономических наук: «Угроза вывода России из системы международных платежей SWIFT выглядит серьезной: наша страна по объему банковских операций входит в тройку мировых лидеров, эксплуатирующих SWIFT, этой системой пользуется около 400 отечественных финансовых организаций. Но подобный сценарий, даже несмотря на существование соответствующего законопроекта США, пока остается лишь на бумаге. Во всяком случае, администрация Трампа за прошедшие 4 года так и не решилась придать документу юридическую силу, поэтому использование такого инструмента по сей день остается лишь гипотетической возможностью. Запрет на использование SWIFT станет неприятным, но не фатальным обстоятельством для экономики нашей страны. Однако у Вашингтона в кармане существует другой санкционный козырь, способный нанести гораздо больший урон: это ограничения в отношении госдолга РФ. Если они вступят в силу, то американские финансисты не смогут вкладывать деньги в российские казначейские облигации, и это станет прямым ударом по отечественному фондовому рынку и финансовой системе».
Михаил БЕЛЯЕВ, эксперт Российского института стратегических исследований: «Потенциальная угроза отключения от системы SWIFT, особенно после прихода Байдена, продолжает нависать дамокловым мечом над российскими финансами. Однако большинство наших госбанков, которых в первую очередь могут затронуть проблемы с отключением от SWIFT, способны выйти из ситуации: значительную часть денежных операций они проводят через корреспондентские счета ЦБ. Тем не менее, международные расчеты будут осуществляться медленнее, а ряд участников рынка будет вынужден искать не подверженных санкциям посредников. Рядовые обладатели пластиковых карт Visa и Mastercard, эмитированных попавшими под ограничения банками, также могут столкнуться с проблемами по переводу средств за рубеж».
Елена ВОРОНКОВА, доцент кафедры финансов и цен РЭУ имени Г.В.Плеханова: «Для России угроза отключения от SWIFT существует с 2014 года. Но за прошедшее время трафик переводов сильно вырос, и расширилась инфраструктурная составляющая системы для российских пользователей. У нас на случай реализации указанных санкционных рисков появился национальный аналог SWIFT — система передачи финансовых сообщений (СПФС). К этой системе уже присоединились более 10 зарубежных государств. В России сегодня работают над укреплением ее безопасности. К слову, система SWIFT, хоть ее и хвалят за безопасность, не обеспечивает стопроцентную защиту — российские банки подвергались неоднократным кибератакам. В то же время отключение от SWIFT, если оно случится, скажется в первую очередь на крупнейших госбанках России, а на обычных клиентах это отразится лишь косвенно. Но приятного тут мало: финансовые проблемы банки, скорее всего, переложат на клиентов, могут вырасти кредитные ставки, подорожать услуги».