Санкции против госдолга РФ ударят по финансовым интересам США
Байден не пойдет на санкции против российского госдолга, считает политолог, доцент МГИМО Николай Топорнин.
У США есть резерв для усиления санкций
Глава департамента госдолга и государственных финансовых активов Министерства финансов РФ Петр Казакевич допустил введение санкций против операций с российским госдолгом.
Россия привыкла жить в условиях санкций. Однако, как считает Казакевич, введение ограничений против госдолга РФ противоречит интересам иностранных инвесторов. Россия интегрирована в мировой рынок, а такие санкции против нее ударят по всем.
Разговоры про американские рестрикции против госдолга РФ возникли не на пустом месте. Данная поправка к оборонному бюджету США была принята Палатой представителей. Ее лоббировали демократы, чей кандидат Джо Байден победил Дональда Трампа на президентских выборах и 20 января вступит в должность американского президента.
Данная поправка предполагает запрещение американским гражданам и компаниям сделок с гособлигациями РФ.
Законопроект не запрещает гражданам других государств вкладываться в госдолг РФ, но в американские санкции всегда закладывается принцип экстерриториальности, т. е. при желании Вашингтон распространит данные меры на любого внешнего игрока.
По такой схеме Штаты работали против «Северного потока – 2» и добились успеха. После принятия закона о санкциях против подрядчиков строительство газопровода прекратилось и не возобновляется в течение 11 месяцев.
Таким образом, любой бизнесмен, вкладывающийся в российский госдолг и имеющий активы в американской зоне досягаемости, может оказаться под ограничениями. Педалирование Штатами данного направления приведет к сбросу российских ценных бумаг.
Это отразится на курсе рубля, который чувствителен к действиям международных спекулянтов.
Вторым направлением жесткого усиления американских санкций являются ограничения на долларовые операции российских банков. Под них могут попасть крупнейшие кредитные организации РФ, где сосредоточены основные вклады.
Банки от этого не развалятся – их поддержит ликвидностью Центробанк, но будет нанесен ущерб финансовой системе РФ.
Эти два решения остались последними реальными аргументами американской санкционной политики, способными ударить по российской экономике. Разговоры об этом усилились после скандальной победы Байдена на выборах.
Команда Байдена профессиональней команды Трампа
«Я не согласен с экспертами, которые рисуют российско-американские отношения при Байдене в темных тонах и рассуждают о том, что Вашингтон введет санкции против нашего госдолга, заблокирует долларовые счета государственных организаций РФ и еще каким-то образом ужесточит политику Вашингтона», - констатирует Топорнин.
Байден и члены его политической команды не говорили о далеко идущих планах против России.
«Общая американская риторика хорошо известна и не является секретом. Что для Байдена, что для Трампа, Россия и Китай являются главными внешнеполитическими конкурентами, а Поднебесная числится соперником номер один», - резюмирует Топорнин.
Если посмотреть на санкции США против Минобороны РФ, то основной объем этого законопроект посвящен Китаю. Россия занимает там не последнее место, но объем антикитайских ограничений там в несколько раз больше.
«Байден назвал имена фигур, которые займут ключевые позиции. В отличие от Трампа, Байден привлекает опытных людей, которые хорошо себя зарекомендовали и обладают высоким уровнем профессионализма», - заключает Топорнин.
Примером кадровой политики Байдена является вероятное назначение Джанет Йеллен на пост Министра финансов США. С 2014 по 2018 года эта дама занимала пост главы ФРС. Байден делает ставку на проверенные кадры времен президентства Обамы.
«Такие люди будут действовать аккуратно как внутри страны, так и за ее пределами. В первую очередь это касается никому не нужной торговой войны с Китаем, развернутой действующим президентом Трампом», - констатирует Топорнин.
Политика администрации Байдена будет носить системный характер и реализовываться на основе известных принципов.
«Это не авантюристы, они привыкли принимать решения, продумав и посмотрев на возможные последствия. У администрации Байдена не будет колебаний, как у Трампа. Утром одно решение, а вечером – другое», - резюмирует Топорнин.
У Байдена нет мотивации для усиления санкций
Что касается санкций, то в США уже приняты законы, которые связывают Белый дом по рукам и ногам. Базовым нормативным актом является CAATSA, определяющий порядок санкций против РФ, Китая и Ирана.
«Введение санкций против российского госдолга означает полноценную торговую войну. Россия хранит деньги в ценных бумагах США, а американские инвесторы вкладывают средства в российские облигации. Это радикальные меры, к которым Байден прибегать не будет. В мире нет причин для такой политики», - заключает Топорнин.
Усиления американских санкций не будет. Последние ограничения против Минобороны и ОПК РФ являются пределом, но «там замах на рубль, а удар на копейку». Российский ОПК давно независим от рестрикций Вашингтона.
Для радикальных решений Байдену необходима серьезная мотивация, а ее не просматривается.