The Wall Street Journal (США): россиянка с Кипра была поставщиком информации для досье, которое компрометировало Трампа
За четыре года с момента публикации многие непроверенные заявления о президенте Трампе, составленные бывшим британским шпионом Кристофером Стилом, были полностью дискредитированы, включая проведенное спецпрокурором Робертом Мюллером расследование российского вмешательства в американские выборы 2016 года.
Однако загадкой оставалась личность поставщика самой важной информации для этого досье и способы доставки этой информации Стилу.
Расследование «Уолл-Стрит Джорнал» дает на это ответ. 40-летняя россиянка и специалист по связям с общественностью Ольга Галкина передавала записи своему другу и бывшему однокласснику, который работал на Стила. Издание ознакомилось с серией интервью, с документами правоохранительных органов и с характеристикой, данной Галкиной бывшим высокопоставленным руководителем из органов национальной безопасности США.
В 2016 году Галкина работала на Кипре в филиале компании веб-сервисов XBT Holding, наиболее известной своим интернет-хостингом Webzilla. Владельцем компании является российский предприниматель из сферы интернета Алексей Губарев.
Тем летом к ней обратился сотрудник Стила, попросивший ее помочь в поиске компрометирующей информации о бывшем в то время кандидатом в президенты Дональде Трампе и о его связях с Россией, о чем рассказали знакомые с обстоятельствами этого дела источники. Сотрудника звали Игорь Данченко, и он был знаком с Галкиной со школьной скамьи, так как они вместе учились в провинциальном уральском городе Перми.
Например, Галкина сообщила сотруднику Стила, что Webzilla сыграла основную роль во взломе компьютеров Национального комитета Демократической партии (НКДП). Публикация украденных у руководства партии документов дестабилизировала ситуацию вокруг президентской кампании.
Галкина также назвала Губарева экспертом по хакерским атакам, завербованным российскими спецслужбами под давлением.
Кроме того, именно она стояла за информацией из досье о том, что адвокат Трампа Майкл Коэн летом 2016 года тайно встречался в Праге с российскими разведчиками и обсуждал с ними вопрос о том, как оплатить услуги хакеров и скрыть их работу.
Коэн, Губарев и остальные давно уже отрицают свою причастность к описанной в досье деятельности. Когда «Уолл-Стрит Джорнал» связался с Галкиной, она признала, что получала письменные вопросы от репортера, однако не ответила на них.
Передавая материалы для досье, Галкина вела неприятный спор со своим работодателем, материнской компанией Webzilla.
Галкина имеет юридическое образование, говорит на пяти языках и работала в России в самых разных отраслях, о чем свидетельствуют данные из ее онлайнового резюме и рассказывают ее бывшие коллеги. По всей видимости, она была весьма квалифицированным специалистом. Однако в августе 2016 года, по прошествии 10 месяцев с момента приезда Галкиной на Кипр, работодатель предпринял шаги по ее увольнению.
Отношения ухудшились до такой степени, что ее руководитель в ноябре подал заявление в полицию города Лимассол. Согласно этому заявлению, которое удалось прочесть редакции, Галкина постоянно опаздывала на работу и иногда являлась на нее пьяной.
Руководитель сообщил в полицию, что знакомый Галкиной обещал ему большие неприятности и даже грозил убить, если он не заплатит компенсацию в размере 10 000 евро. Это подтвердил кипрский чиновник и человек, присутствовавший при подаче заявления. По их словам, поскольку официальную жалобу этот руководитель не подавал, рассматривать это дело не стали.
В ноябре 2016 года Галкину уволили. Спустя несколько недель она сообщила о причастности Webzilla и Губарева к хакерскому взлому.
Трамп говорит, что досье является частью масштабных попыток испортить ему репутацию, и называет «фальшивкой» информацию о российском вмешательстве в выборы 2016 года.
В ходе проведенного Мюллером расследования выяснилось, что хакерская атака на НКДП была проведена по указанию Кремля, чтобы помочь Трампу. Следователи Мюллера предъявили обвинения 12 офицерам российской разведки и некоторым бывшим помощникам и соратникам Трампа за ложь следствию и не связанные с этим делом финансовые преступления. Следствие не установило факт сговора между штабом Трампа и российским государством, которое неоднократно отрицало свою причастность к вмешательству в американские выборы.
В докладе Мюллера нет доказательств проведения встречи в Праге. Ее мнимые участники говорят, что не имеют никакого отношения к хакерскому взлому и не встречались в чешской столице. Губарев, Webzilla и XBT отрицают свою причастность к хакерской атаке.
Имя россиянина Данченко, занимавшегося поиском информации для досье Стила, впервые было названо этим летом, когда администрация Трампа рассекретила следственные документы ФБР, которое выясняло происхождение этого досье.
Давая показания ФБР в начале 2017 года, когда бюро пыталось определить источники этого документа, Данченко сказал, что он работал на Стила в качестве аналитика, о чем свидетельствуют рассекреченные документы. Далее россиянин рассказал ФБР, что с приближением американских выборов 2016 года Стил начал просить у него информацию о связях Трампа с Россией.
Данченко рассказал ФБР, что это была задача «не совсем обычного свойства», и что он чувствовал себя «не очень удобно». Чтобы найти такую информацию на Трампа, он обратился к своему «кругу общения» в России, о чем свидетельствуют рассекреченные записи той встречи.
Данченко сообщил ФБР, что его школьная подруга, которую в записях ФБР с многочисленными купюрами называют «Источником № 3», предоставила ему информацию для Стила «по широкому кругу вопросов» и внесла важный вклад в составление досье. Бывший высокопоставленный руководитель из сферы национальной безопасности США рассказал «Уолл-Стрит Джорнал», что этим источником была Галкина.
В заявлении адвоката Данченко говорится, что он не станет подтверждать или отрицать информацию о своих источниках и методах работы. «У меня давние отношения с большинством моих источников… и у меня нет оснований полагать, что кто-то из них сфабриковал переданную мне информацию, — сказал Данченко. — Но здесь важнее другое. Я пока не увидел ничего достоверного, что указывало бы на неточность собранной мною информации».
Знакомые Данченко рассказали, что он дружит с Галкиной со школьной скамьи, когда они вместе учились в Перми. В беседе с сотрудниками ФБР Данченко сообщил, что знаком с Галкиной с восьмого класса, что она осталась для него близким другом, и что он несколько лет помогал ей деньгами.
Данченко рассказал ФБР, что Галкина занимала разные должности на государственной службе и в российском частном секторе, и что за это время у нее появился «обширный круг людей», с которыми она может говорить, в том числе, определенные связи с Кремлем. Поэтому в прошлом она помогала ему собирать информацию.
Согласно записям ФБР и материалам беседы с Данченко, Стил дал ему четыре или пять имен чиновников из окружения Трампа, на которых ему предстояло собрать информацию. Осенью 2016 года она сообщил эти имена Галкиной. Согласно рассекреченным материалам, она «почти сразу» узнала имя адвоката Трампа Коэна.
Первоначальная версия Галкиной о предполагаемых контактах между Коэном и российскими властями была отрывочной, и она смогла опознать лишь немногих людей, о чем говорится в рассекреченных материалах.
В середине октября она сообщила, что Коэн встречался с представителями Кремля летом в неназванной европейской стране, где обсуждался вопрос о том, как максимально скрыть контакты между помощниками Трампа и Россией.
В декабре Галкина передала Данченко новую информацию о предполагаемой встрече Коэна и написала, что ее бывший босс Губарев был причастен к хакерскому взлому НКДП. Коэн, давая в 2019 году показания в конгрессе, заявил, что никогда не был в Праге и не имеет никакого отношения к хакерскому проникновению в компьютеры демократов в 2016 году.
В досье также утверждалось, что другой человек по имени Сева Капцугович вместе с Губаревым имел отношение к хакерскому взлому. Человек с таким же именем получил скандальную известность в Перми, где родилась Галкина. В 2013 году пермский суд приговорил его к 18 годам лишения свободы за преступления сексуального характера. Получить у него комментарии не удалось.
Досье Стила состоит из сообщений, датированных июнем-декабрем 2016 года. Поначалу его заказали соперники Трампа из Республиканской партии во время президентских праймериз, а потом это дело продолжили демократы, в том числе штаб кандидата Хиллари Клинтон и НКДП.
Стила наняла вашингтонская фирма по сбору и анализу коммерческой информации Fusion GPS. В январе 2017 года «Уолл-Стрит Джорнал» первой сообщила о том, что автором досье является Стил.
Стил сказал, что досье не предназначено для открытого доступа и через своего коллегу отказался от комментариев. Досье было опубликовано BuzzFeed News в январе 2017 года. Другие издания, включая «Уолл-Стрит Джорнал», впоследствии опубликовали статьи, рассказав об этих утверждениях и подчеркнув, что они не проверены.
Губарев подал в суд на BuzzFeed в США, но судья отклонил иск на том основании, что досье стало государственным документом, а посему издание нельзя привлекать к ответственности, даже если в документе содержится недостоверная информация. Губарев подал против Стила иск в британский суд о защите своей чести и достоинства. От отказался дать комментарии, сославшись на предстоящий процесс. Бывший в то время главным редактором BuzzFeed Бен Смит (Ben Smith) сказал, что решение суда реабилитирует публикацию.
В июле 2016 года ФБР начало расследование, пытаясь найти какие-то связи между штабом Трампа и российским вмешательством в выборы. При этом оно основывалось на полученной из-за рубежа разведывательной информации. Затем, в ответ на просьбу генерального прокурора Джеффа Сешнса и жалобу членов конгресса генеральный инспектор Министерства юстиции проанализировал действия ФБР в рамках расследования российского вмешательства, и в прошлом году сообщил, что не нашел «серьезных недочетов» в проведении той части расследования, которая опиралась на материалы досье.
В ходе этого анализа выяснилось, что у ФБР были основания начать общее расследование, и что никакая политическая предвзятость не влияла на решения бюро. В мае 2017 года дело о связях с Россией было передано Мюллеру.
Директор ФБР Кристофер Рэй провел ряд реформ в своем ведомстве. Среди прочего, он внес изменения в программу бюро по конфиденциальным источникам в агентурной разведке, в рамках которой Стил передавал информацию ФБР. Рассекреченные записи ФБР указывают на то, что федеральные агенты в США с недоверием относились к источникам Стила.
С участием Нонны Фоменко (Nonna Fomenko).