Куда уходят сотрудники из МВД - не знает никто. В бандиты не берут, ЧОПов на всех не наберешься
В 2025-м из органов внутренних дел уволилось около 80 тысяч полицейских (на 7% больше, чем за позапрошлый год). Это на 40% больше, чем принято на работу, сообщил глава МВД Владимир Колокольцев на заседании комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции.
По словам министра, «проблема комплектования органов внутренних дел даже на фоне предыдущих лет приобрела сегодня более масштабный характер».
«Резервы по повышению эффективности нашей деятельности практически исчерпаны… Личный состав работает на пределе возможностей, я бы даже сказал, за гранью возможностей в связи с увеличившейся нагрузкой».
Негативная кадровая динамика отмечается уже несколько лет, уточнил Колокольцев. «Принятые сотрудники не восполняют этот пробел. Число вакансий достигло 212 тысяч».
Больше всего незакрытых вакансий сегодня отмечается в патрульно-постовой службе (некомплект 40%), уголовном розыске (до 30%), следствии (27%), среди участковых уполномоченных (более 25%).
Кадровый вопрос в МВД действительно стоит остро, однако это во многом связано с действующими руководящими кадрами, уверен независимый эксперт Михаил Пашкин.
– Часть руководящего состава полиции просто, можно сказать, создает проблемы с личным составом. Буквально вчера ко мне обратилась сотрудница полиции, она служит в одном из подразделений Московской области, там главк возглавляет Виктор Пауков. Обстоятельства сложились, что ей понадобилось перевестись в Центральный административный округ Москвы, главк которого, кстати, возглавляет сын главы подмосковного – Олег Пауков.
Там, в Центральном округе, ее охотно берут. Однако начальство подразделения, где сейчас служит обратившаяся, не отпускает ее. Она связалась с нашим профсоюзом, говорит: «Мне сейчас увольняться что ли?» Она в МВД написала с просьбой помочь. Однако сейчас на неё служебную проверку хотят заводить. По сути, вместо того, чтобы помочь, человека гнобить начинают. А ведь это показатель отношения к кадрам.
«СП»: Может, просто с непосредственным начальством не повезло?
– Судите сами, простой пример: в Северном округе отдельный батальон патрульно-постовой службы. В одной роте три человека некомплект, а в другой – 38. Из-за чего? Потому что не складываются отношения с начальником, надо полагать, из-за некоторых личных качеств.
Я уверен, можно было бы как минимум наполовину уменьшить потери, остроту кадрового вопроса, при умеющих адекватно работать с личным составом, руководителях подразделений. Может, если принимать в начальники грамотных участников СВО, наше МВД сможет выбраться из кадровой ямы, в которую сейчас попала полиция, что и признает Колокольцев. Плюс, конечно, зарплата нормальная должна быть.
«СП»: То есть, с помощью участников СВО можно решить кадровый вопрос?
– Это в теории. А на практике, бойцы СВО получают 200 тысяч, сомневаюсь, что они пойдут в полицию за 70 тысяч. У нас курьер сегодня получает больше сотрудника полиции, который подчас жизнью рискует!
Кроме того, необходимы нормальные социальные гарантии. Раньше полицейские имели право на бесплатный проезд на транспорте, в электричке. Даже в отпуск до какого-то времени, лет десять назад точно, можно было на Кубу слетать и вернуться – расходы оплачивало государство. Сейчас это всё отменили. Некоторые даже полагают, что идет целенаправленное уничтожение МВД.
Почему-то власти, можно сказать, смотрят на растущие проблемы равнодушно. Кое-кто даже вопросом задается: может, дело идет к ликвидации МВД и передаче ее функций в Росгвардию? Я не знаю, гадать не стану.
«СП»: Куда уходят из МВД? 80 тысяч человек за прошлый год – большое количество. Уходят в ЧОПы?
– Еще один пример, при правительстве Москвы есть своего рода ЧОП. Он действует как автономная некоммерческая организация (АНО), заключившая договор с московским метро. В метрополитене за последние годы значительная часть сотрудников уволилась, осталось немного. Зарплата не ахти и руководство, скажем так, вызывающее вопросы. И работники АНО вместо сотрудников полиции следят за порядком, пресекают нарушения и так далее. Их заработок – около 150 тысяч в месяц, у полицейских в метро – 75-80 тысяч рублей. Куда пойдут потенциальные соискатели и увольняющиеся из органов?
Хорошо бы в бандиты бывшие полицейские не пошли. Но сейчас у бандитов, говорят, с этим строго. Полицейских туда не берут, для бандитов это вроде как считается моветон.
«СП»: Хватит ли всех ЧОПов?
– Конечно, не хватит, учитывая, что сейчас творится с экономикой. Закрывается множество предприятий, охранять мало чего остаётся. Разве что нефтянка, оборонка. А так, по большому счету, куда вчерашний полицейский пойдет? Сотрудник ГАИ, кроме как регулировать движение, держать палочку, мало что умеет. Сотрудники патрульно-постовой службы умеют только охранять общественный порядок.
Насколько я понимаю, устраиваются, как могут. Кто в курьеры, кто в сторожа. Но в целом это, конечно, нехорошее явление. Конечно, было бы неплохо, возьмись государство переучивать людей. Скажем, уволился сотрудник, его бы спрашивали: «Куда ты хочешь пойти? Кем хочешь быть?» и так далее. Но этого же никто не делает, начальству наплевать. Отработал человек, его выкинули и забыли.
«СП»: Может, все-таки на участников СВО ставку сделать? Рано или поздно военный конфликт на Украине завершится. Может, стоит подумать о привлечении людей с опытом?
– Не думаю, что за нынешнюю зарплату люди захотят иметь такую напряженную работу. Но после окончания СВО вчерашние бойцы наверняка иначе посмотрят на окружающую реальность. Они видели смерть, в глаза ей смотрели и как они будут наблюдать за всякими «шалостями» чиновников? Думаю, наверху это понимают, задумываются, но что делать – не знают…