В Москве завершили зимний сезон конных спектаклей и анонсировали весенне-летний

На ВДНХ прошел заключительный зимний спектакль Конного театра Кремлевской школы верховой езды - сказка "Конек-Огонек". Но театральная пауза будет небольшой, уже в конце весны зрителя ждет премьера обновленного конно-человеческого шоу "Мир на двоих".

В Москве завершили зимний сезон конных спектаклей и анонсировали весенне-летний
© Российская Газета

Корреспондент "РГ" посмотрел спектакль, пообщался с артистами и руководителями кремлевской кавалерии и готов поделиться самыми свежими "разведданными".

Начну с главного: что это вообще за жанр - конные театрализованные постановки? Это цирк или все-таки театр?

Пожалуй, наиболее точный ответ: это когда звезды цирка переходят работать в театр. Постановка "Конек-Огонек" сказочно-новогодняя: Дед Мороз и Снегурочка, Метель и Вьюга, Баба-яга и Леший. По замыслу сказка рассчитана на юных зрителей, но сам свидетель - по ходу пьесы над шутками и репризами одинаково искренне хохотали и дети, и сидящий рядом генерал спецслужб. То есть как бы для детей, но все по-взрослому. Изначально планировали, что спектакль будет в репертуаре Конного театра с 20 декабря 2025-го и по 25 января 2026 года. Но по не зависящим ни от кого обстоятельствам сезон немного увеличили.

Трудно удержаться от соблазна написать про "уникальные" и "не имеющие аналогов" номера, но буду объективным. Немало из того, что вызывает сегодня восторг зрителя, - не новация, а возрождение традиций. У наших прадедов лошади были неотъемлемой частью жизни. На них передвигались, пахали и перемещали грузы, ходили в атаки на врага. Были и конные представления в цирках, но удивить предков простенькими лошадиными трюками было сложно, поэтому в дореволюционную эпоху цирковые творили настоящие чудеса. Сегодня если конь поклонился публике, да еще артистично ударил копытом - аплодисменты, переходящие в овацию. Тогда - банальность. Такими трюками удивить публику было решительно невозможно.

Есть интересный документальный фильм, где Эдгард Запашный рассказывает о звездах этого спектакля: о семейной паре - Аиде Гаджимирзаевой и Вадиме Колодочкине. Они и артисты цирка и театра, и спортсмены-конники, и дрессировщики. В профессиональной среде о них говорят емко и лаконично: входят в десятку лучших в своем жанре. Так вот, Запашный рассказывает об артистах, а они - о том, какие великие мастера дрессуры были в старые времена.

Сам Эдгард Вальтерович в представлении не нуждается - звезда, представитель легендарной династии Запашных в четвертом поколении. Но интересно наблюдать, как атлетически сложенный 49-летний Запашный, запыхавшись, с трудом повторяет трюк, который придумала и поставила очаровательная Аида. Причем девушка выполняет его легко и грациозно. А Эдгар носится вокруг коня из последних сил (сам в том признался). Суть трюка: лошадь уговаривают (добрым словом) встать на задние ноги и сделать пару-тройку пируэтов вокруг своей оси.

Сложность в том, что коню не совсем понятно, что от него хочет человек. Поэтому нужно все наглядно показать: со скоростью пули мчаться по окружности вокруг коня. Описывая круги в радиусе 4-5 метров. Только лошадь - она же не человек, она умная. Конь не бежит, а просто поворачивается на месте, недоумевающим взглядом кося за суматошно бегающими двуногими. Интересно, что они про нас, людей, в этот миг думают? Видимо: человек - существо загадочное. В принципе полезное, у него много вкуснятины (сено, овес, яблоки, морковь), ну вот только ведет себя словно дитя малое. Один бегает, остальные в ладоши бьют… Ну ладно, встанем на задние ноги, покружимся, если это вас, людей, так воодушевляет.

В постановке задействован весь личный состав Конного театра: это и те, кто пишет тексты и стихи, и кто ставит свет и звук; немалая нагрузка ложится на танцовщиц, черных кикимор и белоснежных ангелов-снежинок. О всех, кто готовил шоу, хочется сказать добрые слова, но все-таки главные звезды - это Аида и Вадим, а также Конь-Огонь.

О звездах-людях рассказал. Добавлю лишь то, что (по информации Эдгара Запашного) Вадим в свое время сделал Аиде сразу два предложения: руки и сердца и уйти к нему из мира спорта в цирк. Аида обожала конкур (маршрут с препятствиями), выездку, но это все-таки не цирковые, а спортивные таланты. К джигитовке ее сердце не лежало, тогда как в цирке Вадим работал именно в таких номерах, причем, семейных. В итоге Аида и Вадим создали принципиально новый номер, в основе которого лежит полная свобода лошадей. Такого никто и никогда еще не делал. Даже наши предки. А еще артисты научили лошадей прыгать через скакалку.

Я не раз бывал на спектаклях, могу свидетельствовать: особый восторг зала всегда вызывает массовая "Свеча". Так называют упомянутый выше трюк, когда лошадь встает на задние ноги. В естественной среде жеребец тоже может встать на дыбы, чтобы, поднявшись, как бы возвысится над соперником. Мать-природа так решила: кто выше и больше, тот и главный. В театре Кремлевской школы пошли дальше: до восьми коней крутят пируэты на задних ногах без чувства озорства и агрессии. Зачем им это? Танцуют для нас, людей. Оцените. Так что лишь отчасти кони, а больше - артисты.

Это очень сложно, хотя бы потому, что, если хоть один передумает крутить пируэты - все последуют его примеру. Стадный инстинкт. Как не допустить? Только через личный контакт с конем-артистом и долгие-долгие репетиции. Сколько длится сцена, когда один конь идет на задних ногах, а семь одновременно встают на свечу? Да всего несколько минут. А подготовка к ней заняла до трех лет.

Да, а теперь о главной звезде: о коньке-огоньке. Это артист божьей милостью. Зовут его (слово "кличка" в этом аспекте неуместно) Шелдон Стерн. По незнанию Шелдона часто называют пони. Но Шелдон никакой не пони, а миниатюрная лошадь вороно-серебряной масти. Пони - это которые до 68 см в холке. А Шелдон - аж 70 см.

Сэр Шелдон - дитя разных народов. Корнями он из Америки, отец, Шеймлесс - породы американская миниатюрная. Мама - лошадка апаллузской породы по кличке Дарлинг. Родился под Калугой, переехал в Питер, где работал в цирке. Нрава доброго, обожает обнимашки, рано проявил актерские способности. В восемь лет судьба занесла Шелдона в Кремлевскую школу верховой езды. Учтите, что возраст коня не имеет никакого отношения к человеческому. В раннем возрасте кони взрослеют в 4-6 раз быстрее человека, после шести лет - в 2,5 раза. Сейчас Шелдону 11, мини-лошадки живут больше больших лошадей, - до 25-30 лет. Некоторые (но очень немногие) доживают до 45-50, что по-человеческим меркам больше ста. Так что Шелдон сейчас в самом расцвете физических и творческих сил. Он - Актер с большой буквы, кого только в театре не играл. Даже, не поверите, дракона. Но не зазнается. В его райдере ничего необычного: только овес, яблоки и морковка. Ах, да - еще обожает солярий. Но по секрету: в конюшне Кремлевской школы солярий могут заказать себе все кони. Что регулярно и делают. А не только избалованные овациями зрителей знаменитости.

Прямая речь

Когда зритель увидит следующий спектакль Конного театра?

- Начиная с мая, - говорит председатель наблюдательного совета Кремлевской школы верховой езды генерал-лейтенант Сергей Хлебников. - Название "Мир на двоих". Этот спектакль уже был у нас в программе, но зритель просит показать его снова, поэтому обновили и будем продолжать. И готовим большую программу в Манеже…

Сергей Дмитриевич, слово "манеж" сразу вызывает ассоциации с "Манежем", который центральный выставочный зал у Кремля.

Сергей Хлебников: Нет, речь о нашем Манеже - только что открытом на ВДНХ трехэтажном комплексе. В нем трибуны на 498 зрителей. Для примера: в Конном театре 175 зрительских кресел. В Манеже будет конное шоу с элементами театральных постановок: спецэффекты, воздушные гимнасты и т.д. Спектакль посвятим Году единства народов России. Задействуем лошадей отечественных пород: русская верховая, орловская рысистая, кабардинская, карачаевская, буденовская, тверская, донская, башкирская и т.д.

Своими силами будете ставить спектакль или в кооперации?

Сергей Хлебников: В основном рассчитываем на свои силы, пригласим только воздушных гимнастов, у нас их нет. Точные сроки объявим позже, впереди большая работа. Нужно обучить номерам лошадей, подготовить костюмы, реквизит, а еще - свет, звук, проекции на экраны…

То есть ваши артисты работают практически без передышки?

Сергей Хлебников: Передышка будет. Сейчас отправим их в отпуска: я говорю о тех, кто участвуют в театральных постановках. И люди, и кони должны отдохнуть. Ну а наши джигиты продолжают тренировки.

Если не секрет, сколько у вас в штате людей и коней?

Сергей Хлебников: 135 - это артисты, и коневоды, и берейторы, и техработники, и спортсмены. И 78 лошадок, но не все здесь, в Москве. Молодняк подращивается и содержится в Волгоградской области.

Воспользуюсь случаем: вы - художественный руководитель "Спасской башни". В этом году фестиваль планируете?

Сергей Хлебников: Конечно. Посвятим, как и минувший фестиваль, Защитникам Отечества, а также Году единства народов России.

Но статус "международный" останется? Ведете с какими-то странами переговоры?

Сергей Хлебников: Рассматриваем заявки от коллективов из разных государств мира, а они изучают наши предложения. Есть интересные страны. Назвать их пока не могу, заранее это делать в фестивальном движении не принято. Скажу лишь, что переговоры ведем с 15 странами. Даже если в итоге договоримся с третью из них - этого более чем достаточно. Надо же и свои коллективы достойно представить.