Сергей: Мы добровольцы - простые трудяги

Сергей: Мы добровольцы - простые трудяги
© Российская Газета

Имя Сергея Грохольскиса вся страна узнала, когда он выступил со своей песней у подножия Саур-Могилы в честь 80-летия освобождения Донбасса от немецко-фашистских захватчиков, и этот концерт показали в эфире "Первого канала". Его посмотрели миллионы людей, в том числе и будущая на тот момент жена Сергея - она так впечатлилась, что вышла за певца замуж. А он теперь мечтает создать детский театр - после возвращения с СВО с помощью Фонда "Защитники Отечества" ветеран заканчивает получение профильного высшего образования. Спустя почти три десятка лет. Он начинал учиться у прославленного советского театрального режиссера Зиновия Корогодского, а завершает курс у его ученика Аскольда Коновича - заведующего кафедрой режиссуры и актерского искусства эстрады Санкт-Петербургского государственного института культуры.

"Театром болею с детства"

Сергей Грохольскис всю жизнь работает сантехником - а теперь собирается стать режиссером детского любительского театра. Говорит, есть, что сказать детям, что показать, для чего жить и к чему стремиться. И подобные пируэты его судьба выделывает постоянно. Кажется, Сергей получает от них своеобразное удовольствие - он трижды женат, вырастил троих сыновей, а нынешнюю супругу встретил в кафе и покорил "через телевизор".

Ребенком он узнал о том, что у него абсолютный музыкальный слух - практически случайно. Просто в школе в селе Никольское появился новый преподаватель музыки, который отобрал Сергея в число своих будущих учеников. А потом преподаватель решил поставить "Бременских музыкантов" - и главную партию Трубадура доверили, конечно, Сереже. Музыка отошла на второй план, мальчик заболел театром. Тем более что семья переехала, и рядом с новым местом жительства в Сиверской был как раз детский театр "Поиск". Но когда юноша поступил в петербургскую театральную академию (Российский государственный институт сценических искусств), то довольно быстро разочаровался в будущем. В середине 1990-х его служение искусству стало ненужным: помещение детского театра, которым он руководил, отобрали, а "средненьким актеришкой" быть не захотел. Пошел в армию, и во время срочной службы в Москве его приглашали на прослушивание в Академический ансамбль песни и пляски Российской Армии имени А.В. Александрова. Говорит, ротный не пустил. А после армии Грохольскис устроился на работу сантехником.

Сейчас Сергей играет на гитаре, сам пишет песни, регулярно выступает на патриотических мероприятиях. Во время пребывания на СВО музыка была отдушиной не только для него самого, но и для боевых товарищей - в редкие минуты отдыха, для снятия напряжения. Строчки приходят сами, говорит боец-музыкант. Песню "Мы добровольцы" он сочинил прямо в окопе: у него родилась композиция, которая сначала очень понравилась его сослуживцам, затем перекочевала в канал известного военкора, а затем добровольцу предложили выступить с этой песней у мемориального комплекса "Саур-Могила". Для записи отпустили на один день в Луганск. А потом на всю страну в эфире "Первого канала" прозвучали такие слова:

Нам бы землю пахать и растить ребятишек,Но мать позвала, и из бывших мальчишекМы встали единой крепкой стеной.Спасибо, братан, что ты рядом со мной!

Уже после увольнения со службы за эту песню ветеран СВО Сергей Грохольскис получил награду из рук заместителя Министра обороны РФ и председателя Фонда "Защитники Отечества" Анны Цивилевой по результатам всероссийского конкурса "Памяти героев верны".

"А как я мог здесь остаться?"

Как и многие российские мужчины, Сергей был готов отправиться на Донбасс еще в 2014 году, после резкого обострения отношений между РФ и Украиной. Однако тогда о добровольцах с территории всей страны еще речи не было. А когда зашла, то оказалось, что берут далеко не всех. Например, из Гатчины военную медкомиссию вместе с Сергеем проходили еще пять человек, но на фронт тогда не попали. Не получилось пойти и добровольцем через Донецкую Народную Республику. Последним шансом стало подразделение "БАРС" Союза добровольцев Донбасса - четвертая попытка попасть "за ленточку" оказалась, наконец, успешной.

- Как я мог здесь остаться, когда туда пошли пацаны молодые, которых жизнь еще не била? Большинство - именно с духом: за Родину, за детей. Если не мы, то кто? - объясняет свое решение боец.

Ему повезло вернуться целым, хотя и не без проблем со здоровьем. Причем, говорит, там вообще ничего не беспокоило. А как вернулся - руки немеют, правая еще не совсем хорошо действует, но работать сантехником не мешает. Это последствия - "пулька", артиллерийский снаряд - весит 50 килограмм, а ты ее покидай раз двадцать подряд. Есть и психологические последствия.

- Мне ничего не прилетело, хотя и танки по нам работали, и тяжелая артиллерия. Но мы выжили. Есть чувство вины за тех, кому повезло меньше, - признается Сергей.

Страха на передовой, говорит, у него не было - старые ветераны, прошедшие Афган и Чечню, говорили, что это именно потому, что решение было осознанным и внутренне для него правильным.

- Когда уходил, зашел в храм - у нас в Рождествено, Святой Елизаветы. К священнику подошел, говорю: "Благослови меня, отче, на убийство, я ухожу на войну". А он мне сказал: "Благословляю. Ты идешь Отчизну защищать, землю от нечисти". И самый большой страх там был - страх подвести своих, - вспоминает ветеран.

"Мне помогли, и поэтому я с вами сейчас общаюсь"

Сергей Грохольскис честно признается, что после возвращения в мирную жизнь ему потребовалась помощь психологов: "И это я там был всего полгода - а другие?".

О существовании Фонда "Защитники Отечества" он узнал случайно - оказалось, что у соседки там работает подруга матери. Сначала позвонил напрямую - и координатор ленинградского областного отделения Фонда Лидия Лата пригласила его прийти на прием. Сергею помогли сделать документы, получить удостоверение ветерана боевых действий, оформить почти все необходимые льготы. Пока подвис только вопрос с льготами по оплате коммунальных услуг: контракт был заключен на 6 месяцев, а в льготах учли только три. Сейчас урегулирование ситуации находится на контроле Фонда.

- Мне помогли, и поэтому я с вами сейчас и общаюсь, - говорит Грохольскис. - Человеку надо помочь - через психологические и реабилитационные центры, и эту помощь надо оказывать как можно активнее.

Теперь он сам, участвуя в различных мероприятиях патриотической направленности, обязательно берет с собой визитки Фонда "Защитники Отечества": "Очень многих ребят знаю, которые даже не в курсе о его существовании. Часто в поездках контакты Фонда раздаю, иногда куратора подключаю: мол, Лидия Николаевна, помогай".

- Сам когда первый раз туда попал, подумал: девочки, где вы курсы милосердия заканчивали? - рассказывает Сергей о первых впечатлениях. - Там душа у людей есть.

Одна из форм работы Фонда по включению ветеранов СВО в мирную жизнь - бесплатные билеты на различные мероприятия: в театры, на концерты, спортивные события. Грохольскис отказывается: он сам играет в любительском театре, регулярно выступает на мероприятиях патриотической направленности и сам их организует. Но зато с удовольствием воспользовался программами обучения: побывал в творческой мастерской Захара Прилепина, а в СПбГУ учился работе с современными технологиями и взаимодействию с молодежью: "Лекции теперь правильно могу провести, как надо".

Но самое главное, что в соответствии с федеральным законодательством для участников СВО и членов их семей предусмотрены особые права (льготы) при приеме на обучение по программам бакалавриата и специалитета, в том числе право на прием на обучение в рамках отдельной квоты. При содействии Фонда "Защитники Отечества" Сергей Грохольскис воспользовался этой льготой и совсем недавно сдал зимнюю сессию. Ему нелегко с однокурсниками - по многим причинам, но мечта снова возродить свой детский театр того стоит.

P.S.

Самое дорогое, что вынес Сергей Грохольскис из-под Угледара, - это ощущение боевого братства.

- Здесь труднее, чем там, - говорит герой. - Там все друг другу братья, все открыто в глаза смотрят. И когда возвращаются на базу - это такая радость, просто слава Богу, что живые. На фронте я обрел семью. В нашем соединении служат ребята от Калининграда до Камчатки, они теперь все - моя семья, я их всех люблю. А что может быть сильнее любви?