Жизнь после СВО: Что делать после фронта тем, кто отдал свой долг Родине и не метит в начальники?

Заметка, которая появилась в ленте РИА «Новости», шокировала. В ней говорилось, что более 200 тысяч бойцов СВО, вернувшихся с фронта, пока остаются нетрудоустроенными. Об этом сообщил начальник Управления президента РФ по общественным проектам Сергей Новиков.

Жизнь после СВО: Что делать после фронта тем, кто отдал свой долг Родине и не метит в начальники?
© Свободная пресса

«Мы видим, что у нас все равно остается достаточно большая серая зона - десятки тысяч людей, которые в фонд не пришли и не трудоустроились. Вернулись, не работают, либо тратят деньги, которые получили, либо как-то другим способом промышляют. У нас есть такие объективно регионы, где такая практика есть», - сказал Новиков.

«Это формирует такую опасную зону риска, мы должны этим заниматься», - добавил он.

«СП» связалась с Сергеем Новиковым, чтобы уточнить, неужто так серьезна проблема с трудоустройством вернувшихся с СВО бойцов.

- На самом деле с цифрами в сообщении РИА «Новости» вышла путаница. Более 100 тысяч участников СВО на сегодня трудоустроены, десятки тысяч не трудоустроены. Мы обратились в региональные штабы Народного фронта, чтобы там совместно с региональными властями провели мониторинг ситуации. Найти тех, кто после СВО еще не приступил к работе, поговорить, помочь определиться, переобучить при необходимости.

По крайней мере, все должны быть поставлены на учет, и Народный Фронт должен проблему эту решать не статистически, а адресно, вникая, почему не трудоустроился человек – не готов или работа не нравится. Жизненные обстоятельства тоже надо учитывать, - подытожил руководитель Управления президента РФ по общественным проектам.

Вернуть к активной жизни участников СВО долгое время помогала программа «Время героев». Ее цель - подготовка квалифицированных кадров из числа участников боевых действий. Предполагалось, что после обучения по программе они будут работать в органах государственной и муниципальной власти, а также в государственных компаниях. Программа эта зарекомендовала себя как эффективная, но прием заявок недавно был закрыт, а решения о продлении программы на сегодня нет.

Были случаи, когда вернувшиеся с СВО бойцы находили себя на административной работе, но случалось и иначе. Не все участники СВО готовы жить по правилам нынешней элиты. Такого мнения придерживается член ЦК КПРФ, депутат Госдумы, доктор политических наук Сергей Обухов.

- Есть наглядный пример из Сосновки в Кировской области. Там мэром города избрали участника СВО Никиту Горелова, участника президентской программы «Время героев». Он оказался «неудобным» мэром для местных «бояр», не пожелавших что-то менять в Сосновке... В итоге принципиальный человек, который пошёл наверх по карьерной лестнице, оказался не нужным власти. Все это говорит о том, что по правилам «элиты» участники СВО жить в большинстве случаев просто не смогут, - считает Сергей Обухов.

С этим согласен и председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов.

- Не более 5% вернувшихся с СВО бойцов готовы стать чиновниками и реализовать себя на административных должностях. В государственных структурах работа специфическая, часто требует гибкости и компромиссов, к которым военные попросту не готовы. В то же время после высоких зарплат на СВО отслужившие «за ленточкой» хотят получать приличные деньги - они к этому привыкли за время участия к спецоперации.

«СП»: В чем же выход? Ведь для того чтобы занять сегодня высокооплачиваемую должность, нужно иметь и образование, и опыт. Конкуренция на рынке труда нынче высокая…

- При этом не надо забывать, что работа должна быть по душе, должна наполнять жизнь человека смыслом и содержанием. И тут я предложил бы государству подумать над предоставлением участникам СВО земельных участков, на которых они с семьей могли бы развивать свой бизнес. Одновременно это решило бы и проблемы с жильем. Но государству надо задуматься о поддержке малого бизнеса. Как говорил в одной из своих реприз актер Аркадий Райкин, «не учите меня жить – помогите материально».

Сейчас это звучит более, чем актуально. Дайте людям стартовые возможности, и они создадут на земле доходный бизнес, который будет полезен всем. Это могут быть и ремонтные мастерские, и строительные работы, и фермерское хозяйство, - считает Юрий Крупнов.

Нельзя сбрасывать со счетов и психологические проблемы тех, кто прошел СВО. После того, как они выполняли свой долг перед Родиной, чувствовали себя нужными, получая за это достойное вознаграждение, встать за станок готовы не все. Где выход? «СП» попросила прокомментировать это политолога Леонида Крутакова.

- Бойцам СВО долгое время внушали, что они – «новая элита», но программа «Время героев» закрыта, контракт закончен, есть только условное место мастера на заводе. Причем зарплата там намного ниже, чем на СВО.

Понижение социального статуса – серьезная проблема. Это еще и удар по достоинству. Это тяжелая проблема, с которой сталкивались многие страны. В США был «вьетнамский синдром», у нас – «афганский». Причем, надо учитывать, что эти люди могут обращаться с оружием, и если они не реализуют себя, мы рискуем получить рост криминала. В любом случае у этих людей тяжелый психологический излом, с каждым надо работать индивидуально.

«СП»: Вы имеете в виду работу психологов или переобучение, адаптацию к мирной жизни?

- Все вместе. Человек должен понимать, что он нужен. Видеть в жизни перспективу. Если этого нет – тупик. Программы переобучения должны быть адресными, а не формальными. Работа с участниками СВО требует большого такта, необходимо не просто обучать, но и привлекать психологов. Люди, потерявшие себя, могут пойти на что угодно - от пьянства до участия в преступных группировках.

Про материальную сторону тоже не стоит забывать: ведь многие шли на СВО, в том числе, в надежде решить личные материальные проблемы или проблемы семьи.