Нипаху до нас далеко: почему не стоит опасаться вируса из Индии

Вспышка вируса Нипах в Индии вызвала множество опасений и вопросов о возможных рисках и мерах защиты. «Вечерняя Москва» узнала подробности об этом заболевании.

Нипаху до нас далеко: почему не стоит опасаться вируса из Индии
© Вечерняя Москва

Вирус Нипах — редкая, но потенциально опасная инфекция, о которой вновь заговорили на фоне сообщений о вспышке заболевания в Калькутте. Впервые вирус был идентифицирован в 1999 году во время вспышки среди свиноводов в Малайзии, унесшей жизни более 100 человек. При этом препаратов или вакцин для его лечения не существует — применяется только симптоматическая терапия.

Врач-терапевт высшей квалификационной категории Алексей Водовозов рассказал «Вечерней Москве», что инфекция может протекать как ОРВИ и сопровождаться энцефалитом, однако в каком соотношении — пока неизвестно. Это связано с отсутствием массового тестирования, подобного тому, которое проводилось во время пандемии COVID-19.

По словам специалиста, у вируса Нипах нет никакого пандемического потенциала.

— Он не может, как коронавирус, «захватить планету». По одной простой причине — у вируса не воздушнокапельный метод передачи, а контактный. Такой, как, например, у вируса Эбола. А еще вирус Нипах связан с природным резервуаром, — поясняет в беседе с «Вечерней Москвой» Алексей Водовозов.

Речь идет о некоторых видах крылановых (они и являются переносчиками заразы) — в основном, летучих лисицах.

— Они эндемики, то есть обитают только в определенной местности — Малайзии. Именно поэтому все основные проблемы возникают в этом регионе. Индия также может находиться в зоне риска, но только по причине проживания там зоопарковых летучих мышей, — отмечает врач.

При этом сами крылановые не страдают от вирусов, которые переносят.

— Это такая летучая «биолаборатория»: оттуда очень много чего пришло, и еще много придет, — иронизирует Алексей Водовозов.

Эксперт выделяет несколько возможных путей заражения. Первый — прямой контакт с летучими лисицами, второй — употребление фруктов, которые ели эти животные. Однако такой путь он называет довольно экзотическим. Чаще всего в истории вспышек фигурирует фактор свиноферм.

— Свиньи едят эти фрукты, у них есть опосредованный контакт с летучими лисицами. Затем свиньи передают вирус людям, и так происходит заражение, — объясняет врач.

Передача вируса от человека к человеку также возможна, однако для этого необходим длительный контакт с биологическими жидкостями — по аналогии с вирусом Эбола. Воздушнокапельным путем вирус не передается, поэтому он не является такой же инфекцией, как ОРВИ или COVID-19. По словам Алексея Водовозова, чтобы обезопасить себя в регионах, где заражение возможно, достаточно соблюдать простые меры предосторожности: не контактировать с дикими животными, мыть руки и фрукты, не собирать плоды с деревьев, если видно, что их уже кто-то ел, а также употреблять в пищу только термически обработанные продукты. Эти же меры, по словам специалиста, актуальны и для России. Кроме того, в стране действует система «Периметр», которая отслеживает всех прибывающих из-за рубежа.

Так что вероятность передачи этой инфекции внутри нашей страны почти нулевая, заключил Алексей Водовозов.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Наталья Искра, детский и семейный психолог, преподаватель психологии:

— Для заражения обычно необходимо войти в близкий контакт с заболевшими людьми. Если вы не медработник и не путешествуете в зону заражения, то риск подцепить вирус минимален. С момента пандемии выработаны основные правила профилактики тревоги: уменьшить количество входящей информации, ограничиваясь только одним официальным источником, сверять свое беспокойство с реальностью. Важно находить свои способы справиться с тревожностью: управление эмоциональным состоянием через дыхание, медитации, просмотр любимых фильмов.