Спасенный Прокофьев «пропишется» в Донецке: памятник композитору будет отреставрирован и установлен в городе
До дня рождения Сергея Прокофьева, который по новому стилю появился на свет 27 апреля 1891 года, с момента выхода этого номера «МК» останется 96 дней. В конце прошлого года из освобожденной Сонцовки/Красного на Донбассе, где родился всемирно известный композитор, эвакуировали в Донецк спасенный российскими бойцами памятник. Теперь его установят в шахтерском мегаполисе, причем точно в этом году, но где и когда — пока неизвестно, и предположение, что сделают это к юбилею, видимо, является результатом недопонимания.

Министр культуры ДНР Михаил Желтяков в конце прошлого года прокомментировал спасение скульптуры таким образом, что уважаемые коллеги решили: новую «прописку» бронзовый Прокофьев получит к юбилею. Однако в прямой речи главы культурного ведомства говорилось лишь об установке памятника к 135-летию, но не к конкретной дате в апреле, не ко дню его рождения.
«Московскому комсомольцу» Михаил Васильевич подтвердил, что скульптура известного мастера Василия Полоника, поставленная в селе Красном в 1991 году, эвакуирована и передана дончанам. «Памятник Прокофьеву получил незначительные повреждения и ожидает профессиональной реставрации, которая будет проведена в ближайшее время».
А по поводу сроков, как мы и предполагали, министр ответил следующее:
— Наша задача — провести реставрацию и установку памятника в течение юбилейного 2026 года, чтобы это событие стало одним из центральных в культурном календаре республики. Работы по созданию постамента начнутся сразу после утверждения места и проектно-сметной документации. Его дизайн будет выдержан в классическом стиле, подчеркивающем достоинство самой скульптуры, и гармонично интегрирован в выбранное пространство.

Пытаясь «вычислить» вероятное место установки, которое сейчас еще никому не известно, даже первым руководителям ДНР, мы называли в предыдущих публикациях несколько вариантов, опираясь на намек Желтякова, что в Донецке «есть учреждения культуры и оркестры, которые носят имя Прокофьева, и концертный зал имени Прокофьева». Не обязательно быть местным жителем, чтобы догадаться, какие локации здесь имеются в виду. Вариантов всего три: номер 1 — периметр здания Донецкой республиканской филармонии на ул. Постышева, 117, рядом с центральной площадью Ленина. Там, кстати, памятник Сергею Сергеевичу намеревались поставить еще при Украине, а также в мае 2024 года, когда с аналогичной инициативой выступило Российское военно-историческое общество, объявив о конкурсе проектов. Два других варианта — также в центре города, рядом с Донецкой музыкальной академией им. Прокофьева на ул. Артема, в километре от филармонии. Либо чуть подальше — возле Донецкого музыкального колледжа, также носящего имя выдающегося земляка.
Но ДНР — республика народная, поэтому последнее слово будет за народом и специалистами:
— Что касается будущего места, то этот вопрос находится в стадии активного согласования со всеми заинтересованными сторонами: в первую очередь с администрацией Донецка. Мы рассматриваем несколько локаций, логично связанных с именем Прокофьева, чтобы памятник органично вписался в городскую среду и стал живой точкой притяжения. Окончательное решение будет принято с учетом мнения горожан и экспертов. Мы обязательно проинформируем общественность, как только все согласования будут завершены.
К слову, наши бойцы спасли не только монумент, но и значительную часть экспонатов из разрушенного в ходе боев Музея Сергея Прокофьева в селе Сонцовка. В распоряжении «МК» есть полный список этих предметов, всего 222 наименования, поступивших теперь в Донецкий краеведческий музей. В основном это, конечно, пластинки брежневских и позднесоветских времен, их обложки и вкладыши, CD-диски, «мыльничные» и цифровые фотографии с внутримузейных событий, юбилеев, визитов потомков Прокофьева на его малую родину, журнальные и газетные публикации, афиши, программки недавних концертов в Донбассе, детские рисунки и т.д. Фотографии самого Прокофьева в Сонцовке были копийными (все-таки главный музей действует в Москве). Но между пластинкой, опаленной огнем, и той, которую можно купить на барахолке за 200 рублей, разница есть. Так что этот перечень — не только для земляков, а для любого человека культуры — является описью бесценного клада. Значение которого мы осознаем если не через десять, то точно через 100 лет.