Цена реформы местного самоуправления: Проезд во Владимирской области подорожал в 2-3 раза
Отгуляв новогодние праздники жители Владимирской области столкнулись с неприятным сюрпризом властей — резко подорожал проезд на общественном транспорте в муниципальных округах и райцентрах. Новая система местного самоуправления (МСУ), не успев до до конца сформироваться, показала себя во всей красе.
Рекордсменом по повышению стоимости проезда стал город Ставрово. Если раньше на местном автобусе можно было проехать за 26 рублей, то теперь придётся выложить 74 рубля. Рост почти в три раза. Вообще-то, такую сумму платят сейчас в столичном метро. В Ставрово же меньше 7 тысяч жителей. Почувствуют себя москвичами...
Среди других «отличившихся» райцентров, город Камешково (12 тысяч жителей) — 60 рублей и город Радужный (17 тысяч человек) — 62 рубля за поездку. Радужный, кстати — закрытое муниципальное образование - то, что в советские времена называли «почтовый ящик» в связи с особым, часто оборонным, назначением. Решили нагреть тружеников ВПК?
Исключением в людоедской ценовой политике стали только Владимир и Гусь-Хрустальный. Там стоимость проезда сохранили. Несложная реконструкция логики чиновников позволяет предположить, что жителей столицы региона лишний раз стараются не раздражать, ведь там сосредоточена власть (на федеральном уровне такое исключение — Москва).
Что касается Гусь-Хрустального, то город и так прогремел недавно на всю Россию, когда там необоснованно решили закрыть местный роддом («СП» писала об этом). Уличные протесты даже привели к отставке регионального министра здравоохранения. Министр транспорта, видимо, хочет усидеть на своём месте, и потому гусевчанам с автобусами сделали поблажку.
В тг-канале правительства области и губернатора Авдеева новость о росте тарифов на проезд в первый рабочий день отсутствовала. Всё занято благостными новогодними отчётами. Впрочем, комментарии там всё равно отключены и потому надеяться на обратную связь с жителями региона не приходится. Или она вообще не нужна?
Прочувствовать, что граждане думают о транспортных новациях можно изучив их реакцию в соцсетях. А заодно узнать новые факты:
«Некоторые остановки совсем убрали (дер. Побойки) и теперь чтобы до них добраться нужно брать билеты до соседнего населённого пункта и переплачивать при этом за проезд», - режет правду-матку Марина Лебедева.
«Есть автобус Владимир-Ставрово у меня там мама живёт. Она поездка — 200 рублей», рассказывает Наталья Сабурова.
«А пешеходно-велосипедные дорожки, как альтернатива общественному транспорту, в том же Ставрово есть?», - горько иронизирует Валерий Тимофеев.
Очевидно, что рост цен на проезд снижает мобильность населения, сказывается на качестве жизни и на экономике, и без того пребывающей в полукоматозном состоянии. Ещё несколько лет такой политики и жители области предпочтут сидеть дома, выбираясь лишь в огород, да к соседям. Это называется социальная стагнация.
Среди причин резкого повышения тарифов называется снижение пассажиропотока, рост расходов перевозчиков на бензин, электроэнергию, ремонт автопарка и зарплаты сотрудникам, стремление сохранять уровень комфорта пассажиров.
Резонно, инфляция в стране снижается только на бумаге, но хорошо бы представить публике экономическое обоснование новых цен.
Отдельные общественные активисты указывают на резкий новогодний взлёт цен на проезд и его неоднородность по районам, а также синхронность повышения тарифов, как на признаки возможных нарушений антимонопольного законодательства или неправомерного установления тарифов, что может, по их мнению, стать предметом проверки прокуратуры.
Системную же политическую работу по противодействию необоснованному завышению цен на транспорт ведёт в регионе КПРФ.
Регулярно выступая в роли той самой щуки оппозиции, которая нужна, чтобы карась власти не дремал, коммунисты конструктуивно критикуют исполнительную ветвь, предлагая конкретные направления действий.
«Сложившаяся ситуация требует профессионального подхода и кардинальных решений. Но городская власть берется решать проблемы только повышая тарифы... Никто не предлагает пересмотр бюджетной политики и налогов, пересмотр маршрутов, использование газомоторов», - указывал ранее депутат заксобрания от партии Антон Клюев.
Критика оппозиции на уровне субъекта федерации — достаточно действенный механизм для отстаивания интересов населения.
Но если раньше он дополнялся давлением на власть снизу — со стороны поселковых администраций и депутатов, то теперь, после почти завершенной во Владимирской области реформы МУС, этот рычаг отсутствует.
По итогам кампании в регионе из шестнадцати районов лишь один Вязниковский район остался пока не затронут реформой, предполагающей упразднение городских и сельских поселений вместе с администрациями, Советами и бюджетами, и переносом ответственности за принятие решений на уровень окружных центров.
«После такой «реформы» местные чиновники будут еще больше страшно далеки от населения и от подконтрольных им территорий, где по-прежнему надо чистить дороги и вывозить мусор. И всё под якобы благовидным предлогом сокращения бюрократического аппарата и экономии бюджетных средств», - ругалась местная газета «Томикс».
Вопроса стоимости проезда на общественном транспорте это касается напрямую. Если решение о новых тарифах принимается в центре, без учёта мнения тех, кто сам живёт в деревнях и посёлках, куда ходят автобусы и это единственная связь с «большой землёй» (где роддом, больница, администрация, суд), то почему бы их не задрать до небес?
Более того, рост цен на услуги в сельской местности в результате усреднения тарифов при переходе на одноуровневую модель местного самоуправления отмечается как сопутствующий результат реформы буквально всеми учебниками по теории управления. Так и должно быть. Чистая математика.
Вот почему все два года, пока шла кампания по реформированию МУС, ей активно оппонировали владимирские коммунисты. Зачем бежать впереди паровоза? Ведь закон «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ» позволяет регионам сохранять двухуровневую систему, убеждал коллег глава фракции КПРФ в заксобрании Антон Сидорко.
Эту позицию поддержали и коллеги по левой оппозиции из СПЗП. Однако, силы оказались слишком неравными. Единороссы реализовали своё численное преимущество в депутатских мандатах и ликвидировали местное самоуправление в его прежнем виде всего за... 6 минут, о чём тогда с изумлением и негодованием сообщала «СП».
Кстати, норму о возможности регионов сохранить двухуровневую систему МУС отстояли на федеральном уровне именно коммунисты.
Госдума с их подачи приняла поправки и некоторые национальные республики ими воспользовались (Татарстан, Якутия, Крым, Чечня, Хакасия и др). А там, где не вышло, как в Горном Алтае, люди буквально встали на дыбы.
Хочется верить, что в этих регионах благодаря активной роли самоуправления чрезмерных поборов с людей не будет.
Жители Владимирской области завидуют более удачливым согражданам и надеются на осенних выборах переиграть политический расклад сил в местной власти, чтобы вернуть себе законное право решать, как им жить на своей земле.