170 лет "дяде Гиляю"
Несколько лет назад "Ревизор.ru" посвятил "дяде Гиляю" материал о его бурной молодости, основанный на тех самых собственных воспоминаниях автора, поэтому не станем повторяться. В 2018 году (к возможному 165-летию со дня рождения Гиляровского) журналист Алексей Королев написал для "Известий" статью о том, как вошел в ряды русских литературных классиков тот, кто за всю жизнь не создал ни одного "стоящего художественного произведения", как выразился этот автор. Конечно, в такой постановке вопроса есть отголоски пренебрежения, которое лица, считающие себя писателями, часто питают к журналистам безо всяких на то оснований. Вообще-то умение залихватски писать криминальные очерки тоже говорит о литературном даровании, умелом владении пером. А это Короев признает: "Гиляровский, разумеется, был отличным по меркам своего времени криминальным репортером — бесстрашным, честным, быстрым. Его ценили издатели, он много зарабатывал". Следовательно, и в журналистской ипостаси "дядя Гиляй" был хорош. Главной книгой не только в творческой биографии Гиляровского, но и в москвоведении, стали его воспоминания о белокаменной начала ХХ века "Москва и москвичи", написанные на склоне лет, уже в советской России. Относительно этой книги Королев справедлив: "А между тем это великолепный non fiction, образцовый пример самого лучшего его поджанра — когда автор пишет о том, что прекрасно знает, но с высоты прожитого опыта. Сплав мемуаров, путеводителя, исторических очерков и исторических же анекдотов получился настолько удачным, что не теряет свежести и 90 лет спустя". Так что не стоит говорить, якобы Гиляровский не был писателем. Многие классики сделали себе имя на нон-фикшне и автофикшне, на повествованиях о реальных событиях. Для антуражности можно отметить, что Владимир Гиляровский позировал Илье Репину для одного из казаков на полотне о запорожцах, пишущих вызывающее письмо турецкому султану, и Н.А. Андрееву для казака на постаменте памятника Николаю Гоголю. В обоих случаях это самые толстые казаки. Гиляровский в красной свитке и белой папахе. В советские годы Владимиру Гиляровскому установили в Москве памятник по адресу Столешников переулок, дом 9, строение 5 – во дворе дома, где журналист и писатель жил с 1886 по 1935 годы. Скульптуру создал Александр Васильевич Головачёв. Летом 2024 года глава Московского регионального отделения Всероссийского студенческого корпуса спасателей Максим Джетыгенов предложил перенести памятник знатоку Москвы на какое-нибудь более видное место и даже затеял опрос по этому поводу. Предлагалось воздвигнуть монумент на улице Гиляровского в районе спорткомплекса "Олимпийский". Но согласно исторической справедливости, конечно, этот памятник должен стоять на месте прежней Хитровки, куда Гиляй таскал Константина Станиславского, чтобы тот набрался впечатлений для инсценировки пьесы "На дне". В общем, пока памятник Владимиру Алексеевичу никуда не переместили, и поэтому его почти никто не видит, что, разумеется, обидно.