Сотрудники «Мосбезопасности» помогают бороться с обманом москвичей
В последние годы, как известно, мошенничество в разных его проявлениях приобрело невиданные масштабы. Схемы «развода» постоянно дополняются новыми, и поэтому борьба с ними тоже должна совершенствоваться. И на передний край выходит профилактика — разъяснение людям сути методов мошенников и как им противостоять. ГКУ «Московская безопасность» и народные дружинники активно работают и в этом направлении тоже. «МК» стало известно о недавних случаях, когда сотрудникам учреждения и добровольцам удалось помочь москвичам вырваться из лап злоумышленников.

Не зря еще даже у советских людей появилась поговорка: «предупрежден — значит, вооружен». Вот и сейчас государство — самые разные органы и ведомства, полицейские, банки и так далее — старается вести разъяснительную работу среди населения, чтобы случаев циничного «развода» как пожилых, так и молодых было меньше. Ведь это всегда не только риск лишиться своих накоплений, но и беспрецедентное психологическое давление, под которое попадает их потенциальная жертва, и, не приди ей никто на помощь вовремя, может натворить немало бед.
ГКУ «Мосбезопасность» вместе с работниками органов внутренних дел и гражданами из числа добровольцев ведут работу на предупреждение таких случаев, и ее условно можно разделить на два главных направления.
Превентивное информирование — это когда сотрудники «Мосбезопасности» и представители Московской городской народной дружины в ходе патрулирования улиц, на встречах с жителями, через рассылку информационных материалов разъясняют людям самые распространенные схемы обмана (телефонное, кибер- и бытовое мошенничество) и приводят им алгоритмы действий.
«Наши сотрудники вместе с народными дружинниками мониторят территорию своего округа, ежедневно выходят на патрулирование улиц, — рассказал «МК» руководитель ГКУ «Московская безопасность» Александр Половинка. — И во время таких патрулирований они подходят к пожилым гражданам, бабушкам, которых видят у подъездов домов или на лавочках, и проводят с ними профилактические беседы. Объясняют, что не надо отвечать на подозрительные звонки от незнакомцев, на СМС-сообщения, в которых их просят отправить какие-нибудь коды. Вроде простые вещи, их все знают, но напомнить, обратить внимание никогда не бывает лишним».
Плюс к этому к сотрудникам «Мосбезопасности» граждане могут обратиться сами. Сделать это можно либо во время обхода территории, либо в районном подразделении в часы приема, либо написав на е-мейл учреждения. Людям, которые или уже стали жертвой мошенников, или находятся в процессе «обработки» ими, окажут комплексную помощь, которая включает в себя и психологическую поддержку, и правовую консультацию, а еще помогут с блокировкой счетов, сменой учетных данных.
Совсем недавно, 18 ноября 2025 года, случилось ЧП с пенсионером, проживающим в ЮАО. Пожилой москвич обратился в «Мосбезопасность» после серии звонков от лжесотрудников магазина и госорганов, сообщивших о якобы «взломе» его аккаунта на Госуслугах и оформлении на него кредитов.
«Его стали уверять, будто от его имени открыли в банке счет, — описывает эту ситуацию заведующий сектором по району Донской, ЮАО, ГКУ «Московская безопасность» Вадим Новиков. — В общем, начали его «разводить». Мы оказали ему консультативно-правовую помощь, сопроводили в МФЦ для смены паролей, помогли подать в банк заявку на запрет оформления кредитов и потом еще сопроводили в отделение полиции для подачи заявления. То есть, к счастью, мужчина вовремя заподозрил мошеннические действия, обратился к нам, и в итоге он не пострадал. По этому факту сейчас проводится доследственная проверка».
Но самое страшное, когда психологические манипуляции мошенников могут довести жертву практически до суицида. Один такой случай удалось совсем недавно предотвратить сотрудникам «Мосбезопасности». В итоге молодой человек ни денег своих не лишился, ни, слава богу, жизни…
«К нам в подразделение обратился молодой человек лет девятнадцати: наш пункт находится буквально через дом от него, и он увидел вывеску, — продолжает Вадим Новиков. — Его всего трясло, он был очень сильно напуган, находился в растерянном состоянии… Во время беседы рассказал, что ему пришла СМСка о том, что он должен забрать посылку за отца, и для этого нужно сообщить код из СМС. Требовалось еще оформить условную доверенность. Он назвал код — ему перезвонили и сказали, что он подписал доверенность на гражданина Украины, и сейчас за ним придут полицейские. И якобы для «аннулирования» этой доверенности ему через программу удаленного доступа нужно перевести 100 000 рублей на некий счет. Он ответил, что денег у него нет, и тогда ему предложили вариант, что «сейчас к тебе придет полиция, а мы инсценируем самоубийство. Ты прыгнешь со своего 18-го этажа, мы тебя подхватим на 17-м, а полиция подумает, что ты спрыгнул».
В общем, бред, конечно, но парня совершенно запугали и запутали. При том, что факты, которые они ему излагали, были совершенно не связаны между собой, мошенники добились того, что ввели его в подавленное психологическое состояние. Мозг в таких ситуациях просто не успевает критически осмыслить всю выложенную ему информацию.
И вот его довели до такого состояния, что он перелез через балконное ограждение и собирался спрыгнуть вниз, но потом, к счастью, пришел в себя, вернулся в свою квартиру и после этого уже пошел в полной растерянности в ближайший пункт обеспечения общественного правопорядка.
Сотрудник «Мосбезопасности» по ЮАО Яна Пичугина выслушала его, успокоила, потом к беседе подключили более опытного специалиста — бывшего сотрудника полиции, который знает, как правильно поступать в таких ситуациях. Вадим добавляет: «В итоге мы сопроводили юношу в МФЦ, ему там сменили пароль на Госуслугах, и потом уже мы его сопроводили в отделение полиции для подачи заявления для проверки ими этого случая».
Руководитель ГКУ «Московская безопасность» Александр Половинка между тем напомнил в беседе с «МК», что в преддверии новогодних праздников мошенники традиционно активизируются. «Это пора суеты, когда не хватает времени критически оценить предложение, чем и пользуются злоумышленники, — подчеркнул он. — Поэтому мы призываем граждан быть особенно бдительными к классическим схемам «развода»: «призам» и «подаркам», для получения которых просят сообщить код из СМС, покупке билетов на новогодние мероприятия через непроверенные площадки, а также к многочисленным сайтам и группам в соцсетях, которые заманивают «сверхскидками», «бонусами» и «выгодными акциями». Помните: бесплатный сыр бывает только в мышеловке. В случае любых сомнений вы всегда можете обратиться в правоохранительные органы и к нашим сотрудникам».