Рамблер
Все новости
В миреФильмы и сериалыНовости МосквыОтдых в РоссииФутболПолитикаОтдых за границейХоккейОбществоЛайфхакиАктерыЕдаПроисшествияЛичный опытКрасотаНаука и техникаПсихологияШоу-бизнесВоенные новостиЭкономикаТрендыИгрыАналитикаКомпанииЛичный счетНедвижимостьФигурное катаниеДетиДом и садЛетние виды спорта
Личные финансы
Женский
Кино
Спорт
Aвто
Развлечения и отдых
Здоровье
Путешествия
Помощь
Полная версия

Открытие МИМФ 2025: как развивать суверенитет технологий и контента в телекоммуникациях и медиаиндустрии?

Какие изменения необходимы в телекоммуникационной отрасли для ее развития? Что делать для эффективного внедрения отечественных разработок и решений в медиаиндустрии? Как добиться контентного суверенитета? Об этом и многом другом говорили участники пленарных сессий Московского индустриального медиафорума (МИМФ 2025), который открылся 3 декабря в Технопарке «Сколково». Организаторами мероприятия выступают Департамент предпринимательства и инновационного развития города Москвы, Московский инновационный кластер и Союз «МКС».

© Оргкомитет МИМФ

Одной из центральных тем МИМФ-2025 стал технологический суверенитет медиакоммуникационной отрасли. На пленарной сессии, модератором которой выступил руководитель проекта Технологии «Российской газеты», эксперт РЦОИТ Олег Капранов, спикеры обсудили сложившуюся ситуацию в индустрии и поделились видением ее развития.

Генеральный директор телекомпании НТВ Алексей Земский рассказал о запуске (впервые за 45 лет) вещательного комплекса площадью 76 тыс. кв. м.

«Это первый такого размера телецентр в стране за 45 лет», – сообщил он.

Он подчеркнул, что при создании объекта широко использованы отечественные разработки в сфере связи, playout, графики – увидеть их своими глазами посетители могли в зоне экспозиции МИМФ 2025. Телеканал планирует в ближайшей перспективе полностью трансформировать систему сборки новостей с тем, чтобы доля российских критически важных инфраструктур составляла до 85%.

Растет влияние отечественных разработок и в спутниковой связи – об этом заявил на сессии генеральный директор ФГУП «Космическая связь» Алексей Волин. По его словам, с лета 2022 года отечественное телевидение ведет вещание практически полностью с российских спутников – здесь импортозамещение составляет 90%.

Также в пленарной сессии принял участие генеральный директор «Синтерра-медиа» Григорий Урьев, отметивший, что порядка 30% рынка телекоммуникаций в настоящее время замещено отечественными решениями, что можно считать позитивным показателем. В то же время он подчеркнул, что догоняющий характер импортозамещения мешает занимать передовые позиции. И потому следует делать ставку на создание своих разработок следующего поколения и «подходить к импортозамещению как к опережающему развитию» — это реальная возможность в перспективе стать лидерами.

В ходе дискуссии спикеры обозначили и другие проблемы, которые мешают развитию отрасли.

«Технологии идут вперед, а правовая база отстает, как минимум, на 20 лет», – в частности, отметил Алексей Земский.

По его мнению, нужно объяснять, что Интернет – это определение из 2000-го года, и понятие «вещание в Интернете» устарело. Кроме того, мешает и отсутствие преференций для отечественных компаний, создающих оборудование и софт для отрасли. А наплыв псевдоразработчиков на рынок снижает доверие к российским производителям.

Тема поддержки компаний получила развитие в выступлении генерального директора фонда «Московский инновационный кластер» Алексея Парабучева. Он сообщил, что общий объем рынка потребления решений для медиаотрасли сегодня составляет порядка 377 млрд. руб., при этом львиная доля – 90% – приходится на Москву. Он рассказал об открытии первого креативного кластера в Сколково, где российским технологическим компаниям предоставляются выгодные условия аренды.

В свою очередь, исполнительный директор портала «Рамблер» (входит в Rambler&Co) Анна Иванова представила достижения отечественной медиаиндустрии в сфере ИИ – по ее словам, здесь мы не уступаем представителям зарубежного рынка. Кроме того, по данным опроса, подавляющее большинство опрошенных интернет-пользователей страны хотят видеть отечественные технологии ИИ в медийных продуктах. Ключевым направлением работы на ближайшее время должно стать создание больших российских языковых моделей. Это позволит решить критически важные задачи – сохранения культурного кода страны, поддержки отечественных игроков отрасли, демонополизации рынка и создания конкурентоспособных цифровых платформ и продуктов.

О том, как развивается в новых условиях игровой сегмент отрасли, рассказал директор по цифровым креатиавным индустриям, руководитель «Sk Игры» Алексей Каленчук. По его словам, важно искать точки пересечения для решения задач и использовать называемые «сквозные» технологии – так разработки игровых компаний применяются в других нишах медиаиндустрии.

Обсуждение темы суверенитета, но уже контентного, продолжилось на следующей пленарной сессии, модератором которой выступил журналист и телеведущий (ВГТРК) Эрнест Мацкявичус. Он отметил, что перед Правительством Российской Федерации поставлена задача к 2030 году увеличить долю креативной экономики в ВВП до 6% (сейчас –4%), при этом доля СМИ и медиа в этом «пироге» пока не так уж велика. В дискуссии о том, какие вызовы стоят перед игроками рынка, приняла участие директор Департамента развития массовых коммуникаций и международного сотрудничества Минцифры России Екатерина Ларина. Она сообщила, что креативная экономика разделена на 16 индустрий, и тем из них, которые занимаются производством и распространением контента, необходимо развиваться в одном ключе.

«Нам нужно учиться быстро рефлексировать и быстро принимать решения», – сказала она.

И также подчеркнула, что в этом году зафиксирована уникальная ситуация: «по измерениям у нас в 15 тайтлах самых популярных аудиторий нет ни одного зарубежного продукта… У нас было, что предложить аудитории, и это сработало».

На вопрос о том, чего не хватает СМИ и медиа для роста «в общем пироге» креативных индустрий, генеральный продюсер телекомпании «Цифровое семейство» Дмитрий Борисов ответил:

«Мы живем в устаревшей парадигме, до сих пор делим мир на продвинутый и отсталый, а нам нужно признать, что медиарынок — это единое пространство. Классические и интернет-медиа должны существовать в равных условиях, иначе сложно развиваться и конкурировать».

В свою очередь, по мнению генерального продюсера RuTube и Premier Давида Кочарова, паттерны потребления пользователей ТВ и интернет-пространства, отличаются. Так, включая телевизор, зритель ничего не решает, тогда как в интернете – ищет, он должен принимать решение, что смотреть, а это – сложнее. Говоря о возможностях развития отечественного контента, он назвал соинвестирование проектов лучшей схемой.

«Партнер – это знак качества. Знак, что контент будет востребован».

По мнению президента АКАР Сергея Пискарева, контентный суверенитет – это доминирование национального контента, которое обеспечивалось его качеством. И проблемы здесь в настоящее время нет, но «это не значит, что нужно успокаиваться и, соответственно, не работать над качеством». Он также поделился мнением, что именно телевидение остается самой большой платформой распространения контента. При этом внимание зрителя – это «валюта, которой потребитель платит за предоставляемый ему контент». И возвращаясь к паттернам поведения зрителя, подчеркнул необходимость паритета между ТВ и интернет-медиа. Независимо от того, как потребляется контент, это единое медиапространство.

Одним из вопросов сессии стало кадровое обеспечение креативных индустрий. Заместитель генерального директора АНО «Национальные приоритеты» Михаил Шумаков рассказал, что этот сегмент входит в топ-5 сфер по темпам создания новых рабочих мест. При этом найти перспективные кадры для креативных индустрий – задача сложная, а потому «встраиваться надо в систему образования».

Деловая программа продолжилась конференцией АКАР «Маркетинговые коммуникации для медиаиндустрии Эксперты обсудили регулирование и современные технологии медиарекламы, а также значение брендов в современной медиаэкосистеме.

В день открытия также состоялась сессия для телеком-операторов – «ВОЛС–тарифы и законодательство», где профильные специалисты рассмотрели вопросы усовершенствования нормативной базы, тарифообразование и т.д. Также они поговорили о проблемах развития телекоммуникационного рынка, инфраструктуры связи, новых стандартах к «умным» многоквартирным домам и др.

ИИ-реалиям и его будущему в медийной и телеком-отраслях был посвящен кейс-стади, участники которого обсудили вопросы производства контента с использованием ИИ, авторские права, риски и вызовы, связанные с его внедрением. Тема получила продолжение, но уже в другом формате — на круглом столе «Искусственный интеллект для бизнес-решений».

Также 3 декабря состоялись мероприятия в рамках блока #Медиатехнологии на МИМФ. В него вошли панельные дискуссии «Разработка и внедрение в медиаиндустрии интерактивных технологий (8К, виртуальный продакшен, GenAI, AR/VR, аватары). Новые горизонты восприятия», «Анимация: бренд 360» и «Аппаратная инфраструктура современной медиасреды: российские технологические решения». Также прошел круглый стол Pay TV, где представители платных телеканалов обсудили тренды развития индустрии.

Торжественным завершением дня стало вручение XIII Национальной премии в области неэфирного телевидения «Золотой луч».

Стратегический информационный партнер: Rambler&Co

Информационные партнеры: «Лента.ру», «Газета.Ru»