Почему праздник Введения Богородицы в храм про самую главную встречу жизни

4 декабря православные России отмечают праздник, называемый в народе кратко - Введение Богородицы, или даже просто Введение, а в Церкви торжественно - Введение во храм Пресвятой Богородицы. И установлен он в честь неординарного события, случившегося, когда родители трехлетней Марии, будущей Матери Христа, желая посвятить девочку Богу, привели Ее в иерусалимский храм. В церковной иерархии праздник Введения Пресвятой Богородицы называется двунадесятым, то есть он относится к двенадцати главным праздникам года - церковнославянское слово "двунадесятый" указывает как раз на это. Отмечают Введение всегда в один и тот же день - 4 декабря, то есть во время Рождественского поста (28 ноября - 6 января), но в день праздника пост отменяется, правда, только по отношению к рыбе: и даже в монастырях на столах будут праздничные рыбные блюда.

Почему праздник Введения Богородицы в храм про самую главную встречу жизни
© Российская Газета

В старину говорили: "Введение пришло - зиму привело". И к погоде в день Введения приглядывались особенно внимательно. Если на Введение случался снегопад, считалось, что это к богатому урожаю, если Введение еще и "мороз привело, лето будет сухим да жарким". А вот малое количество снега на Введение или оттепель - готовься к неурожаю. Хотя, конечно, к этому дню относились по-особому не из-за примет: праздник Введения возвещал о скором Рождестве, ведь именно с 4 декабря в церквях уже поют "Христос рождается...", и мы начинаем готовиться к празднику Рождества Христова, до него осталось чуть больше месяца. Иван Шмелев рассказывал об этом так: "Вот запели под Введенье на всенощной "Христос рождается, славите...", так Рождество уже засветилось, так сердце и заиграло, будто в нем свет зажегся". И эта связь между праздниками Введением Пресвятой Богородицы и Рождеством Христовым гораздо глубже, чем календарная близость дат. Почему? Давайте разбираться.

О событиях, которые легли в основу праздника Введения, мы узнаем не из канонических Евангелий - там об этом ничего нет, там вообще очень мало говорится о Богородице, там в центре Христос. О жизни Божьей Матери нам известно из более поздних апокрифических Евангелий и церковного Предания. В греческом "Протоевангелии Иакова" (2-я половина II в.) и латинском Евангелии Псевдо-Матфея (IX в.) и рассказано о том, как происходило Введение Девы Марии во храм.

Привести в храм - значит ввести жизнь в соприкосновение с Богом и дать ей высший смысл

Итак, более двух тысячелетий назад жители Назарета Иоаким и Анна привели свою трехлетнюю дочь Марию в иерусалимский храм, и то, что затем произошло, было не просто символично, такие события в Церкви называют "знамениями", то есть чудесными, необычными явлениями, через которое Господь проявляет Свое отношение к тварному миру. Трехлетняя девочка, приведенная родителями в храм, самостоятельно туда вошла, поднявшись без чьей-либо помощи по высоким ступеням - отсюда и название праздника: Введение во храм. Но что же было во всем этом необычное, знаковое и символическое?

В Церкви есть слово, созвучное нашему обыденному "лестница", синоним ему. Это слово "лествица", означающее духовное восхождение. Так вот Деву Марию, Мать Христа, в одном из церковных песнопений называют таинственной лествицей, по которой стосковавшееся человечество восходило на небо. И этот образ лестницы, лествицы, духовного восхождения к Богу имеет прямое отношение к нашему празднику.

Но прежде чем рассказать, в чем символика события, произошедшего с девочкой Марией две тысячи лет назад, надо вспомнить, насколько необычным было рождение Матери Христа. Как известно, Мария родилась в семье праведных Иоакима и Анны из Назарета. Важно, что Иоаким происходил из рода царя Давида, ведь пророки предсказывали появление Мессии именно из Давидова колена. Иоаким и Анна были женаты уже много лет, но оставались бездетны. Однажды, когда Иоаким пришел в Иерусалим на большой праздник и принес в храм жертву - свой дар Богу, книжник - то есть служитель церкви, знаток Моисеева Закона - публично отверг ее: в те времена бесплодие считалось знаком Господней немилости, великим наказанием Божьим за грехи. А значит, по мнению служителя церкви, принимать жертву от таких "греховных" людей было бы тоже грехом. Обиженный, со стыдом и горечью Иоаким, у которого прилюдно не приняли его дар Богу, удалился из храма, он не осмелился вернуться домой и решил уйти к пастухам. Там в посте и молитве он провел сорок дней, прося Господа о том, чтобы Бог смилостивился и послал им с Анной ребенка. До Анны дошли вести о произошедшем и, опечаленная, она тоже стала молить Господа, чтобы Он даровал им ребенка, пообещав, что она посвятит его Богу. Анна вложила в свою мольбу всю душу, и, когда она закончила молиться, перед ней предстал Ангел Божий и сказал: "Твоя молитва услышана: вопли прошли через облака, слезы упали пред Престолом Господа. Ты родишь дочь благословенную, высшую из всех дочерей земных. Через Нее будет даровано спасение всему миру и наречется Она Марией".

Когда Марии исполнилось три года, ее родители, выполняя обет, данный Богу, привели девочку к храму в Иерусалиме и поставили на первую из пятнадцати ступеней, ведущих туда. Тут стоит объяснить, что иерусалимский ветхозаветный храм считался видимым домом невидимого Господа, находился он на вершине священной горы Мориа, и вхождение в него было восхождением к Богу, причем даже и в буквальном смысле слова: вход в это грандиозное и ослепительно красивое сооружение предварялось величественной лестницей. К сожалению, иерусалимский храм в 70 году н. э. был разрушен, и сейчас на его месте комплекс Куббат ас-Сахра с мечетью Аль-Акса.

И вот когда трехлетнюю девочку подвели к первой ступени, и свершилось это поразительное событие: никем не ведомая и не поддерживаемая, трехлетняя Мария взошла по лестнице вверх. Окружающие были поражены, а старец первосвященник Захария - будущий отец пророка Иоанна Крестителя, подчиняясь какому-то таинственному вдохновению, повел Марию за собой. Повел в сокровенную глубину храма, в "Святая Святых" - место, куда не позволялось входить не только ни одной из женщин, но куда не ступала нога обычных священников. Только первосвященники могли входить туда, да и то лишь раз в год - когда приносили в "Святая Святых" жертвенную кровь. Все присутствующие были поражены - девочку, столь отзывчивую к Святыне, оставили при храме. До явления в мир Христа, до момента, когда Дева Мария станет Матерью Спасителя, до Рождества Христова оставались считаные годы. А пока в "таинственной глубине" Божьего дома - храма детски чистая душа девочки готовилась, воспитывалась, возрастала...

И смотрите, событие посвящения Богу трехлетней девочки Марии стало явлением общечеловеческого, вселенского масштаба, ибо оно положило начало рождению в нашем мире Богочеловека Спасителя Иисуса Христа. Один из самых почитаемых старцев нашего времени архимандрит Иоанн (Крестьянкин) говорил, что "с вхождением в храм Пресвятой Богородицы свершилось чудо - Небо соединилось с землею, и вечность вошла во время, освящая его для вечности".

В празднике Введения во храм Пресвятой Богородицы есть один очень важный урок для всех нас: встреча с Богом - это всегда не только Его призыв к нам - часто молчаливый, ступенями лествицы, поставленный перед нами. Встреча с Господом - это и наш ответ на Его призыв. Наш шаг навстречу Богу. А "Святая Святых", считают богословы, - это прообраз человеческого сердца: только в его сокровенной глубине человек может встретить Бога.

День Введения во храм Пресвятой Богородицы часто считают детским праздником, именно в этот день принято приводить детей на первую исповедь. "Привести в храм - это значит ввести жизнь в соприкосновение с Богом, дать жизни конечную цель и назначение, осветить ее изнутри светом высшего опыта", - говорил богослов Александр Шмеман. По православной традиции обычно дети начинают исповедоваться с семи лет. Часто свое первое детское религиозное переживание человек потом проносит через всю жизнь, настолько много в нем бывает искренности, чистоты и ясности.

Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы христиане начали отмечать позже других Богородичных праздников - в VIII веке, а с Крещением Руси он приходит и на нашу землю. Самые ранние сохранившиеся изображения события Введения появляются уже в росписях собора Святой Софии в Киеве (1037-1345 гг.), Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря в Пскове (40-е гг. XII в.). Позже начинают возводить и церкви в честь Введения, а они уже дают имя деревням вокруг них - Введенское. Особенно много Введенских храмов строится в XVI веке. Наши предки воспринимали Введение как праздник в честь сокровенной Встречи человека с Богом, наверное, поэтому так много Введенских храмов было при монастырях. Но и крупные города не оставались без них - в дореволюционном справочнике церквей Москвы я насчитала целых шестнадцать.