Абхазский театр показал в Уфе "Золотое Руно"

В Башкирском государственном академическом театре оперы и балета прошел единственный показ музыкального спектакля "Золотое Руно". Он состоялся в рамках "Больших гастролей" Абхазского государственного драматического театра им. С. Чанба в Уфе.

Абхазский театр показал в Уфе "Золотое Руно"
© Российская Газета

Литературной основой постановки стала поэма народного поэта Абхазии Мушни Ласурия. Режиссер-постановщик Мадина Аргун рассказала, что "Золотое Руно" - это спектакль об истории Абхазии.

Он начинается с похищения аргонавтами Медеи - дочери колхидского царя и колхской реликвии - Золотого Руна. Царь Ээт собирает ополчение, которое отправляется на сражение, чтобы вернуть похищенное. Примечательно, что речь в поэме и спектакле идет не об одном или нескольких сражениях в контексте конкретного сюжета, а обо всех крупных битвах, которые вели колхи-абхазы за свою идентичность, родную землю, культуру, язык. В этом смысле "Золотое Руно" охватывает всю историю Абхазии вплоть до последней войны, случившейся 30 лет назад. Спектакль идет на абхазском языке, а на мониторе над сценой бегут титры с переводом на русский. Так вот, перечень битв, в которых участвовали абхазы, занимает там немало строк.

- Материал потрясающий. Мы набрались смелости и попытались рассказать эту историю языком театра, - рассказала Мадина Аргун. - Наша история - это наш культурный код. Мы за справедливость, за правду и не согласны с греческой интерпретацией, согласно которой Медея похитила Золотое Руно и сбежала с Язоном. Это неправда, она никого не предавала. Медея - это наша абхазская княжна, памятник ей стоит в Пицунде. А где находится Колхида? В Гагрском районе Республики Абхазия. Наш код, код колхов - в Золотом Руне, в нем заключена культура, прежде всего культура общения людей друг с другом.

Спектакль по поэме Мушни Ласурия стал для драматического театра экспериментальным, так как воплощен через синтез разных видов искусства - академического, народного, эстрадного вокала, национального балета и собственно драматического театра. Такого в Абхазии еще не было. Мадина Аргун объединила лучшие творческие силы республики. Балетмейстер-постановщик Эрик Тыркба собрал профессиональный хореографический коллектив, для исполнения главных партий были приглашены оперные певцы, такие как Кристина Эшба, Элена Анкваб. Партию главной амазонки исполнила генеральный директор Абхазского драмтеатра Хибла Мукба.

Спектакль решен в минималистичных декорациях (художник Гарри Дочия), которые тем не менее весьма выразительны: вечное движение жизни символизирует огромное колесо, которое персонажи прокатывают через всю сцену, далеко вверх уходит лестница, расположенная в глубине сцены, на крыльях огромного орла летит абхазский Прометей - титан и мученик Абраскил, и наконец в финале на огромных цепях повисает спасенное и возвращенное на родину Золотое Руно.

В музыкальном полотне спектакля композитор Тимур Агрба органично соединил 35 произведений с опорой на фольклорные мотивы. Музыка выступает как самостоятельный участник сюжета, дающий характеристику каждой сцене, передающий атмосферу событий.

Спектакль пронизан любовью к родине, к ее истории и людям до такой степени, что вызывает невольное уважение даже у тех, кто знает об Абхазии лишь то, что там море и мандарины.

Поэму Мунши Ласурия инсценировала для постановки Мадина Аргун. Причем делала это под чутким руководством самого автора, который тогда был жив. Кстати, Мушни Ласурия возглавлял Союз писателей Абхазии и был дружен с народным поэтом Башкортостана Мустаем Каримом.

Мадина Аргун тоже связана с Уфой прочными нитями. Она выпускница Уфимского государственного института искусств, причем поступила в вуз по квоте, выделенной для творческой молодежи Абхазии, некоторое время поработала в уфимском театре, затем вернулась на родину.

Мадина Аргун напомнила, связи Башкортостана и Абхазии завязались давно. 30 лет назад руку помощи молодой абхазской республике первым смело протянул Башкортостан, отправив братскому народу гуманитарную помощь в условиях его полной блокады.

Контакты же между театрами - Башоперой и Абхазским драматическим - наладились после гастролей мастеров башкирской сцены.

- Четыре года назад у нас был большой гастрольный тур по югу России с заездом в Абхазию, - рассказал генеральный директор Башоперы Александр Алексеев. - Мы дали концерт в Пицундском храме, показали в Абхазском драматическом театре спектакль "Летучий корабль" и думали, как же нам ответить взаимностью на такой радушный прием, какой нам был оказан. Обсуждались и концертная программа, и спектакли, но когда всеми творческими силами Абхазии родился музыкальный спектакль "Золотое Руно", где есть замечательные певцы, в том числе работающие в жанре академического пения, все совпало. Эта постановка соответствует тому, что должно идти на нашей родной сцене.