В Воронеже музейщики рассказали о подвиге искусствоведа Маргариты Луневой
Столетие выдающегося искусствоведа Маргариты Луневой отметили в столице Черноземья. Музейщики со всей страны собрались, чтобы благодарно вспомнить коллегу, чьими стараниями в России узнали о творчестве яркой художницы-импрессионистки Елены Киселевой. Ее картина "Маруся" - самый узнаваемый экспонат Воронежского музея имени Ивана Крамского и один из шедевров русского модерна.
В Воронеж полотно передали из Ленинграда в 1929 году. Без каких-либо документов и описаний. В 1960-е Маргарита Ивановна записала в рабочий план: "Что-то вокруг "Маруси" - и начала расследование, которое превзошло все ожидания. Сначала она выяснила, что Киселева была ученицей Репина. По этой наводке нашлось несколько ее картин, в том числе в Русском музее. До революции Киселева была довольно известна, потом эмигрировала и, как думали в СССР, умерла в Париже. Попытки отыскать там ее след не увенчались успехом. Помог случай.
- Однажды в Воронеж приехали внуки врача Константина Федяевского, чьим именем названа местная больница. Увидев "Марусю", воскликнули: "Это же Леля рисовала!" Они знали Елену Андреевну как дочь математика Киселева (на его учебниках выросло не одно поколение), хранили дома ее работы и общались с племянницами, жившими в России, - рассказала ученый секретарь Музея имени Ивана Крамского Наталья Бакина. - Оказалось, что художница в 1920-м уехала с мужем Антоном Билимовичем в Югославию. Лунева выстроила "многоходовку", нашла контакты музеев Белграда. И ей прислали адрес самой художницы! Тронутая тем, что ее помнят на родине, Елена Андреевна подарила Воронежу фотографии и 15 произведений. В том числе - портрет сына Арсения, умершего в 26 лет после освобождения из немецкого концлагеря. Только представьте: художнице за 90, они с мужем одиноко доживают свой век, наследников нет. Непонятно, в чьи руки попадут их реликвии. И вот мать в последний раз держит в руках рисунок, прежде чем передать его далекому человеку, которому доверяет…
В научной литературе долгое время общим местом было мнение о том, что после смерти сына Киселева перестала писать картины и завещала кремировать себя вместе с его портретами. Но один, благодаря теплым отношениям с Луневой, сохранился. И сейчас его можно увидеть на выставке.
Переписка Луневой и Киселевой длилась семь лет, вплоть до смерти художницы. Маргарита Ивановна скрупулезно хранила все, что было связано с ее искусствоведческими поисками, даже 45 квитанций об отправке писем в Белград. Она нашла в частных коллекциях полсотни работ Елены Андреевны и уговорила передать многие из них на государственное хранение. В результате Воронеж имеет самый значительный фонд Киселевой, состоящий из 42 картин и рисунков. Лунева устроила три ее персональные выставки, фактически заново открыв забытое имя.
Изучала она и творчество других художников из Воронежа: Льва Соловьева, Александра Бучкури, Вассы Епифановой, Веры Федяевской, Александра Любимова. Находила их работы, добивалась пополнения музейной коллекции.
- Сегодня трудно представить, какой искусствоведческий подвиг она совершала, на протяжении 40 лет собирая информацию по крупицам. Делала десятки запросов в архивы, музеи, коллекционерам, потомкам художников Серебряного века. Изучала картины по черно-белым репродукциям или газетным фотографиям. Кроме дотошности и щепетильности в ней была еще очень высокая порядочность. Маргарита Ивановна подчеркивала, что никогда не использует в статьях и экскурсиях жареные факты о художниках, - добавила Бакина.
Трудно представить какой подвиг она совершала, на протяжении 40 лет собирая информацию по крупицам
На выставке "Маруся" и другие", которая открыта к юбилею Луневой до 14 декабря, решили обойтись без самой "Маруси" - иначе она затмила бы собой все. Зато собрали другие произведения, к приобретению или исследованию которых причастна Маргарита Ивановна. Например, "Розовый зонтик" той же Киселевой. Портрет был приобретен без авторского названия. И поскольку зонтика как такового на картине нет, сюжет и смысл цвета, которым оттенено лицо героини, оставались загадкой.
Скромная интеллигентная женщина, Лунева посвятила себя работе, жила замкнуто. О ней известно до обидного мало. "А почему я стала искусствоведом, этого не знает никто. И я в том числе", - признавалась она. Родилась в 1925-м на станции Добринка (ныне - Липецкая область), росла в Россоши. Любила читать, причем тяготела к странным для молодой девушки жанрам - указателям, примечаниям, комментариям… Во время войны эвакуировалась в Красноярский край, откуда уехала поступать в Ленинград - в 1944-м, сразу после снятия блокады. В химико-технологическом институте проучилась два года и перешла на истфак ЛГУ, на отделение истории искусств. Работать начала в Курской картинной галерее, а с 1958 по 1998-й непрерывно служила уже воронежскому музею. Запросы, учетные карточки, каталоги, две сотни научных и просветительских публикаций - неброский итог этого сорокалетнего труда. Но главное наследие - добрая память и экспонаты, которыми может прийти полюбоваться каждый.