Вернувшись с передовой, Донецкий студент стал волонтером
Рядом с водителем в волонтерской машине, которая развозит воду пенсионерам и инвалидам, устроился вязаный человечек по имени Тоша. Это талисман студенческого отряда "Искра". Как мне объяснили, Тошу доверяют только самому ответственному добровольцу. Как знамя.
За рулем - Евгений Неделяев, демобилизовавшийся студент Донбасской академии строительства и архитектуры. Сейчас именно он является хранителем отрядного талисмана. Вернувшись с передовой, Евгений примкнул в ДНР к добровольческому проекту "Мирный десант". А вот о своих военных буднях рассказывает неохотно. Но я все же расспрашиваю, стараясь понять, каково было студенту, попавшему из аудитории на передовую.
- Вообще-то боевые действия я видел раньше, в 2014 году, когда в Шахтерск вошли украинские военные. К ним навстречу вышел один дедушка и сказал, мол, зачем вы пришли в город, воюйте, как раньше воевали, в поле. Его расстреляли. Это обозлило местных жителей, - вспоминает Евгений.
Во время СВО он провел на передовой 9 месяцев. Воевал в Херсонской и Запорожской областях. Был помощником гранатометчика, а потом - пулеметчиком. Получил необычный позывной Яндекс.
- Меня как-то спросили о чем-то, а я не знал, что ответить, и ответил так: "На данный момент соединение с интернетом отсутствует. Задайте вопрос позже". Мне сказали: ну ты прям Яндекс какой-то. Так я Яндексом и остался.
Евгений попал в один полк с тремя своими друзьями, но всех раскидали по разным подразделениям. Приходилось общаться с помощью записок, которые передавали друг другу через бойцов, развозивших по позициям еду и боекомплект.
- Поначалу мы столкнулись с националистами из "Правого сектора" (запрещенная в РФ организация. - Ред.). Это просто звери. Через наши позиции бежали гражданские из Мариуполя, которые много рассказывали об их беспределе. Например, как из подъезда вышел пятилетний ребенок, а те его расстреляли, - вспоминает Евгений.
Потом "правосеки" отошли, кто-то даже попытался затеряться среди местных. Таких выявляли по наколкам на теле. Вместо "Правого сектора" на передовой появились мобилизованные.
- Разница почувствовалась сразу. Это был совсем другой противник. Не так хорошо подготовлен и замотивирован. Один пленный рассказал, что он просто работал в банке, возвращался вечером домой, его схватили, затолкали в автобус и отправили на передовую. И таких примеров много.
За крупнокалиберный пулемет ДШКМ Евгений-Яндекс встал случайно, из любопытства.
- Когда у нас появился этот агрегат, я все крутился вокруг. Объяснял взводному: вдруг нас атакуют, я хочу знать, как им пользоваться. И однажды он сказал: "Интересовался? Принимай машинку, будешь пулеметчиком".
Спрашиваю Евгения, что его больше всего поразило за время службы. Он, не задумываясь, отвечает:
- То, как совершенно незнакомые люди разного возраста и профессий за короткое время становятся близкими товарищами. Кто-то кому-то заменяет брата, кто-то - отца. Но тем тяжелее терять фронтовых друзей. У меня один друг погиб во время обстрела. Ему было 20 лет, хоронили в закрытом гробу. У него не было ни жены, ни детей. И сам сирота. Был человек и ничего, никого после него не осталось. Вот это страшно.
После демобилизации волонтерская организация "Слава" помогла Евгению пройти реабилитацию. А потом он узнал о движении студенческих отрядов.
- Примкнул к проекту "Мирный десант". Ездим по республике, восстанавливаем разрушенное войной, развозим гуманитарку, воду. Вот недавно приезжали к женщине. Она без ног, но по-настоящему сильный духом человек.
Машина останавливается. Мы приехали по адресу. Время разговоров кончилось, надо работать. И все же спрашиваю еще:
- Чего больше всего вам не хватало на передовой?
Серьезный Евгений вдруг улыбается совсем по-детски:
- Если честно - сладкого. Всегда безумно хотелось обычной шоколадки.
