Рамблер
Все новости
В миреФильмы и сериалыНовости МосквыОтдых в РоссииФутболПолитикаОтдых за границейХоккейОбществоЛайфхакиАктерыЕдаПроисшествияЛичный опытКрасотаНаука и техникаПсихологияШоу-бизнесВоенные новостиЭкономикаТрендыИгрыАналитикаКомпанииЛичный счетНедвижимостьФигурное катаниеДетиДом и садЛетние виды спорта
Личные финансы
Женский
Кино
Спорт
Aвто
Развлечения и отдых
Здоровье
Путешествия
Помощь
Полная версия

"Она по-настоящему любила только себя". До чего "дотанцевалась" Кармен в Омске

В Омском музыкальном театре показали, как соблазнительно свободолюбие и чем заканчивается помешательство на человеке. На какие мысли вдохновляет премьера балета "Кармен" - читайте в нашем материале. "Ещё любить тебя - я не могу. Жить с тобой - я не хочу". Проспер Мериме "Кармен" В "Балладе о прокуренном вагоне" поэт Александр Кочетков писал: "Любовь и смерть - всегда вдвоём". История помнит немало случаев, когда бурлящие страсти приводили к трагическому финалу. Можно сколько угодно романтизировать всепоглощающую любовь, где влюблённые без жалости и логики "дирижируют" истериками друг друга. Но если вовремя не вспомнить, что настоящая любовь - это про нежность и понимание, а не про жестокость, то ты просто потеряешь себя. Именно это и произошло с солдатом Хосе - главным героем балета "Кармен" (12+), премьерные показы которого прошли в Омском государственном музыкальном театре 29 и 30 ноября. Балет по мотивам новеллы Проспера Мериме рассказывает историю гордой цыганки Карменситы, которая больше всего на свете любила свою свободу. Она жила так, как чувствовала, не оглядываясь на чужое мнение, любила, вдохновляла, предавала, смеялась не из злобы, а из страсти к самой жизни. Но однажды судьба сталкивает её с юным солдатом Хосе. И хоть Кармен поначалу и не воспринимала эту встречу всерьёз, именно она станет для неё началом конца. По словам автора либретто и балетмейстера-постановщика двухактного балета "Кармен" Надежды Калининой, она сознательно решила ставить не завоевавшую звание классической "Кармен-сюиту" Альберто Алонсо, а балет на музыку одноимённой оперы Жоржа Бизе. Балетмейстер изначально хотела создать полноценный сюжетный спектакль, ведь именно на этом она и специализируется. Надежда призналась, что с музыкой Бизе, которая стала частью общемирового культурного кода, живёт уже давно: омская "Кармен" - её третья постановка по новелле Проспера Мериме за год. До этого ей довелось поработать с оперными артистами в Казани. - Это история, где происходит подмена понятий: страсть выдаётся за любовь. Это иллюстрация токсичных отношений. Конечно, ни к чему хорошему они не приводят. Интригующая тема, и удивительно, как из небольшой новеллы Мериме получился музыкальный шедевр Бизе. Да и сама тема будоражит сердца и фантазии творцов уже много лет. И поэтому у меня уже третья редакция балета, и в каждую хочется внести что-то новое, хочется ещё что-то сказать, - рассказала балетмейстер-постановщик Надежда Калинина. Эта трагическая история началась в далёкой Андалусии, в городе Севилья. Главный художник, создавший сценографию и костюмы для испанского балета, Сергей Новиков признался, что, как и большая часть постановочной группы, работает с "Кармен" уже не первый раз. Однако для Омска ему захотелось создать что-то классическое. Поэтому сцену оформляли резные колонны, мосты, витиеватые лестницы старинной Севильи. А сам город, нарисованный вручную тремя художниками в сочных импрессионистических красках, выплывал словно из горячей дымки. - На самом деле это большая проблема с нынешним театром - уходит та, собственно говоря, классическая эстетика сцены, и всё заполняется какими-то конструктивными штуками или просто световыми шоу. Мне, наоборот, хотелось пойти против течения и сделать очень живописный, лёгкий спектакль, но с душой, - объяснил главный художник спектакля Сергей Новиков своё решение расписывать полотна с декорациями вручную. Вдохновением для художника послужили типичные представления об испанских ландшафтах. Зритель побывал не только на узких улочках города, но и в таверне у контрабандистов, а ещё в порту у величественного испанского галеона, освещённого лунным сумраком. А 160 постоянно меняющихся ярких костюмов , пошитых мастерицами театра, заставляют тебя почувствовать, что ты находишься среди горячих испанцев, в эпицентре цыганских интриг. - Нужные референсы посещают тебя всю жизнь, на самом деле. Листая альбомы, смотря картины в музеях, путешествуя, художник накапливает базис, который потом реализуется в сценографии. Есть набор палитры: юга, Испания, Италия. Ты используешь подходящие под эту тему краски. Это просто игра художника, который понимает, что север - это одно, юг - это другое. И естественно, когда ты рассказываешь испанскую историю, ты понимаешь, что у тебя есть определённый набор цветов, который нужно отразить в сценографии и костюмах. И, конечно, есть определённые стереотипы, связанные со страной, где происходит действие, с людьми, помогают и ощущения от музыки транслировать своё видение на сцену, - рассказал Сергей Новиков. В этих декорациях, где, кажется, всё накалено не столько от солнца, сколько от темперамента, началась история Кармен и Хосе. До встречи со своенравной цыганкой в жизни Хосе, партию которого танцует приглашённый артист из Санкт-Петербурга Иван Оскорбин, не было ничего необыкновенного: служба в армии в звании сержанта и невеста Микаэла, с которой главного героя, наверняка ждала смиренная семейная жизнь без крутых эмоциональных горок. Микаэла в исполнении Анны Налимовой - хрупкое существо, юная неопытная девушка, воздушная и невесомая, которая, наверняка, мало знает о настоящей жизни, привыкшая жить в мечтах о любви. Именно поэтому она, несмотря на предательство Хосе, устремляется за ним, в надежде вразумить возлюбленного, но Кармен слишком глубоко засела в его сердце. Ради Кармен, в которую перевоплотилась солистка Омского музыкального театра Екатерина Жигалова, Хосе бросил службу, ушёл от невесты и совершил то, чему нет прощения - убил человека. Он отдал ей не только свою сердце, но и душу, встал на путь бандитизма. Она же оставалась непокорной. Ей нравилось быть в центре внимания, Карменсита любила скандалы, но быстро теряла к ним интерес. Мужчины для неё - игрушки, которыми она знает, как управлять. А Хосе из них хоть и самая преданная кукла, но и самая приставучая. И когда бесконечная ревность Хосе и отношение его к ней, как к своей собственности, её утомила, девушка без колебаний оставила мужа, потерявшего разум от "любви". - Кармен - свободолюбивая женщина, и она не привыкла, чтобы ей указывали, как себя нужно вести. И несмотря на то, что у Хосе и Кармен состоялась свадьба, она продолжает жить своей жизнью так, как ей это нравится, - поделилась балерина Екатерина Жигалова. - Она по-настоящему любила только себя. Я думаю, что были и к Хосе у неё в какой-то момент искренние чувства, даже любовь. Но это не её жизнь, для неё это лишь игра. Однако долго контрабандистка Кармен одна не была - в город прибыл тореадор Эскамильо. Так столкнулись два непоколебимых сильных характеров, где один другому никогда не уступит. Кармен влюбилась снова и благополучно забыла про своего рогатого мужа. Партию Эскамильо танцует ещё один приглашённый артист - премьер Новосибирского академического театра оперы и балета Михаил Лифенцев. По словам танцовщика, его понимание любви полностью противоположно тому чувству, которое демонстрируется в балете между главными героями. - Эскамильо - это на сто процентов уверенный в себе человек, который, не разменивается на мелочи и знает себе цену. В своих дуэтах с Кармен он довольно сдержан. Никогда в его жизни не было такого, чтобы какая-либо из женщин не могла им не заинтересоваться. Но Кармен сама по себе достаточно сильная личность. И их дуэт символизирует влечение друг в другу, борьбу за доминирование , - рассказал о своём герое Михаил Лифенцев. Униженный и оскорблённый Хосе находит свою неверную жену, которая отчаянно требует её отпустить. Не помня себя от горя и боли, разрываемый страстью, ненавистью и злобой, Хосе бросается на Кармен с ножом. Девушка, которая предчувствовала свою гибель от рук любимого, умирает у него на руках. Так и заканчивается их великая история. Кто-то скажет, что такова сила любви, кто-то найдёт повод вспомнить об абьюзивных отношениях. Однако ценителей балета уже многие годы покоряет не только глубина истории о несчастной любви, превратившейся в манию, но и его красота. А совсем скоро на сцене Музыкального театра появится ещё одна яркая история о чудесах и взрослении - мюзикл "Алиса в стране чудес" (6+). Фото: Елизавета Медведева