Рамблер
Все новости
В миреФильмы и сериалыНовости МосквыОтдых в РоссииФутболПолитикаОтдых за границейХоккейОбществоЛайфхакиАктерыЕдаПроисшествияЛичный опытКрасотаНаука и техникаПсихологияШоу-бизнесВоенные новостиЭкономикаТрендыИгрыАналитикаКомпанииЛичный счетНедвижимостьФигурное катаниеДетиДом и садЛетние виды спорта
Личные финансы
Женский
Кино
Спорт
Aвто
Развлечения и отдых
Здоровье
Путешествия
Помощь
Полная версия

Михаил Пиотровский открыл Дни Эрмитажа

В Санкт-Петербурге начались Дни Эрмитажа. Традиционно к своему дню рождения один из богатейших музеев мира устраивает роскошный праздник вкуса и знаний - с 1 по 12 декабря во всех экспозиционных комплексах Государственного Эрмитажа откроются новые выставки. Дни Эрмитажа открылись интернет-встречей гендиректора музея Михаила Пиотровского с посетителями.

Своеобразный эрмитажный адвент-календарь начался с зажжения новогодних огней на "Елке мира" в Главном штабе. По традиции она украшена игрушками финалистов международного конкурса "Создай экспонат для Эрмитажа" прошлых лет, а жюри приступило к определению победителей нынешнего года. Тема конкурса - "Красота в деталях" - на этот раз посвящена архитектуре и юбилеям великих зодчих, творения которых украшают Петербург - Бартоломео Растрелли, Доменико Трезини, Карла Росси.

Праздничную тему продолжает стендовая фотовыставка "Новогодняя сказка", которая сегодня открывается в третьем дворе Общественного форума Главного штаба. И это не абстрактные представления о праздничном волшебстве, а вполне конкретные - история балета "Щелкунчик" в фотографиях: от первой постановки 1892 года Льва Ивановича Иванова и классической в полном смысле этого слова версии Василия Вайнонена до смелых современных интерпретаций, включая версию Михаила Шемякина. Выставка посвящена 185-летию со дня рождения его создателя Петра Ильича Чайковского и одновременно предваряет рождественские показы "Щелкунчика" в петербургских театрах.

Самому себе и всем посетителям музея Эрмитаж подготовил грандиозный подарок - в зал Рафаэля в Новом Эрмитаже возвращаются шпалеры из серии "Времена года. Гротески". Они были созданы в первой половине XVI века в Брюсселе по картонам неизвестного художника, но спустя века драгоценным тканым картинам, конечно же, потребовалась реставрация. С 2023 года три шпалеры этой серии прошли полный цикл реставрационных работ и сейчас подготавливаются для экспонирования в залах музея. Первой на своем законном месте с 6 декабря окажется шпалера "Аполлон и знаки Зодиака" - в зале Рафаэля она находилась более 40 лет.

Кроме того, 6 и 7 декабря в рамках празднования Дней Эрмитажа состоится грандиозное световое шоу на Дворцовой площади. Конкурс "Страна света" проходит уже в четвертый раз, и жюри уже выбрало десять финалистов, работы которых покажут на фасадах зданий Главного штаба и Штаба Гвардейского корпуса. Тема конкурса ежегодно одна и та же - "Малая родина. Место силы", но в этом году организаторы предложили художникам рассказать о ней через легенды, мифы, предания. Показ работ финалистов будет чередоваться с мэппингом "Чайковский" - еще одно приношение в честь юбилея великого композитора.

Кстати, традиционно 7 декабря в День Святой Екатерины, в честь которой была названа при крещении основательница Эрмитажа императрица Екатерина Великая, вход во все экспозиционные комплексы бесплатный. Однако при соблюдении ряда условий.

- Желающие бесплатно посетить музей в этот день могут заранее оформить билет на сайте или в кассе в день посещения в порядке живой очереди. Количество билетов ограничено, - предупредили в Эрмитаже. - Чтобы избежать скопления людей в гардеробах и вестибюле Зимнего дворца, проход к кассам будет осуществляться небольшими группами.

Череду праздничных мероприятий продолжат выставки. "Искусство портрета. Личность и эпоха" - историю мира в лицах, более 750 произведений от XX века до нашей эры до современности покажут в Зимнем дворце. А в экспозиция открытого хранения Реставрационно-хранительского центра "Старая Деревня" представят "Петербургский стиль. Модельеры Северной столицы в 1980-е - 2010-е годы": работы выдающихся мастеров Татьяны Котеговой, Татьяны Парфеновой, Ларисы Погорецкой, Константина Гончарова, Яниса Чамалиди, Олега Бирюкова.

Кроме того, с 10 декабря посетителям станет доступен заключительный раздел экспозиции "Галерея Петра Великого" - "Культура России второй четверти XVIII в. Фарфор, стекло, серебро". В нем представлены богатейшие коллекции "аннинского" и "елизаветинского" времени, а также знаменитый "виноградовский" фарфор.

Прямая речь

Дни Эрмитажа открылись традиционной интернет-встречей генерального директора музея Михаила Пиотровского с пользователями Сети.

Зачем ходить в музей, если все есть в интернете. И как надо прививать культуру?

Михаил Пиотровский: Учить надо насильно. И человека учить надо так же, как искусственный интеллект: раз, два, три, четыре. Выучи ответственность - это одно. Второе, конечно, ответственность родителей. У них правильное настроение должно быть, потому что оно должно передаваться.

Если человеку разрешают пользоваться социальными сетями, то ожидается, что он благодаря этому будет лучше разбираться в мире и будет интеллектуально выше, чем без смартфона. И это очень большая ответственность каждого отдельного человека. Когда у тебя множество инструментов, которыми ты очень много можешь сделать, ответственность за то единственное главное решение, очень велика: 80 процентов сделает машина, но есть те 20 процентов, которые может сделать только ты.

Что делать, если хочется стать меценатом, но не заработал так много?

Михаил Пиотровский: Есть клуб друзей Эрмитажа, где, во-первых, ты платишь за членство и эти деньги идут музею, а во-вторых, все время происходит кампания по сбору средств и каждый может поучаствовать. А, например, в честь 350-летия российского императора социальная сеть выпустила специальные стикеры, которые мог купить любой пользователь. Это навсегда, и уже дети твои будут знать, что ты дал деньги на совершенно конкретный проект в Эрмитаже.

Вообще много ситуаций, когда нам нужна помощь, и даже небольшая. Волонтеры делом помогают музею, и это тоже меценатство. Кто-то дает денги, а кто-то транспорт, к примеру. Есть много способов, и это не совсем помощь, это участие в жизни музея - так более симпатично звучит.

Зачем Эрмитажу тратить время на комментарии в соцсетях? Некоторые музеи просто закрывают комментарии и не обращают внимания на хейтеров или провокаторов.

Михаил Пиотровский: Нам интересно, что люди думают. Но мы не изучаем клиента – мы изучаем людей, и нам важно понимать, из чего состоит общество, каков уровень злобы в обществе? Сейчас объявили самое популярное слово в мире 2025 года – это «рейджбейт», провокация на злость. Знаете, есть социологические опросы, там задают направленные вопросы, и получается всегда очень необъективно. А если просто внимательно слушаешь, что люди говорят, – ты понимаешь, что они из себя на самом деле представляют. И тогда ты можешь построить схему: как сделать так, чтобы они поняли, что ты хочешь сказать. А нам есть что сказать, и мы знаем, что должны сказать. И в этом смысл доступности – мы должны сделать коллекции доступными людям, чтобы они это понимали. Доступно – значит, ты понимаешь. Вот такой фокус.

Есть ли сегодня железный занавес в мировой музейной сфере?

Михаил Пиотровский: Он есть, и он опущен. Госучреждениям культуры Европы и США запрещено с нами общаться. Мы, соответственно, стараемся никого не подводить и не навязывать себя. Но в железном занавесе всегда есть дырки. Кроме того, на нем можно, как на берлинской стене, нарисовать что-то – и он становится предметом искусства. Это самый лучший рецепт - использовать железный занавес как предмет искусства – декларируя на нем то, что необходимо. Сложные условия рождают новые вызовы, новые ответы.

У нас есть опыт блокады, когда из осажденного Ленинграда в войну Эрмитаж посылал рассказы о своих вечерах памяти восточных поэтов. И весь мир знал: вот что там происходит. Так и сейчас: у нас висит в облаках пять социальных сетей, эрмитажные сайты, эрмитажные передачи, их все видят…

Что вы сейчас читаете?

Михаил Пиотровский: Только что прочел книгу Станислава Михайловича Прозорова, выдающегося исламоведа, об Абу-Ханифе - это основатель одного из течений ислама, богослов. Это моя специальность.

С другой стороны, есть книги, которые я читаю всегда по одной страничке. Это повести Юрия Тынянова и рассказы Лескова. Еще романы Константина Вагинова. Тынянов и Вагинов – это такая очень петербургская литература. На них надо все время ориентироваться.